Перед российским бизнес-сообществом сегодня стоят серьезные вызовы. Одним из главных вопросов, который предстоит решить предпринимателям, станет адаптация их товара и производства под «зеленый» тренд, который набирает обороты по всему миру.
Мы пообщались с создательницей экобренда «Cleandrops» Екатериной Щеголевой, чтобы узнать, как она решилась в разгар эпидемии коронавируса открыть новое производство и что ее вдохновило.
– Приятно видеть, что у нас в России появляется все больше новых интересных стартапов. Пожалуйста, расскажи нашим читателям, чем ты занимаешься, что такое Cleandrops?
– Cleandrops – это концентрат экологичной бытовой химии в таблетках без воды и без пластика. Так как я сама сортирую мусор, то знаю, что всем, кто это делает, приходится мыть его, сдирать этикетки, искать пункты приема. В итоге – огромная трата времени, переплата за воду и пластик. А это еще и наносит вред планете.
Я несколько лет работала в университете и занималась коммерциализацией научных разработок, поэтому знала, что бытовая химия на 90% состоит из воды, плюс одноразовая пластиковая бутылка. И мы придумали концентрат в таблетках – растворяешь его в воде и получаешь целую бутылку моющего средства.
– А как ты пришла к этой идее?
– Я уже несколько лет занимаюсь раздельным сбором мусора, стараюсь вести осознанный образ жизни, сокращать свой экологический след.
Во время пандемии я пошла учиться в Стартап Академию Сколково, но на тот момент мы производили световозвращающие материалы для дорожной разметки.
В Академии мне задали вопрос: «Катя, а почему ты делаешь светоотражающие технологии для дороги? Ты привыкла заниматься этим, или тебе правда это важно?».
Я начала копаться в себе, искать ответы. И я увидела именно тот аспект моей жизни, который связан с экологией. Это было на поверхности.
Я решила следующие несколько лет посвятить этой большой цели – сделать экологичные средства доступнее, а заботу о природе проще. Чтобы не приходилось выбрасывать эти одноразовые пластиковые бутылки, потому что их просто не образуется.
– Получается, что в реализации тебе помогла школа Сколково?
– Они помогли мне увидеть те вещи, которые для меня действительно важны. В предпринимательстве ты всегда проходишь очень много стадий: суперуспех, потом ты проваливаешься – что-то происходит и кажется, что все идет не так. И нужно быть достаточно стойким, чтобы проходить через эти этапы.
А эта стойкость и устойчивость к стрессовым ситуациям появляется тогда, когда ты знаешь, зачем ты это делаешь. Допустим, у меня сейчас не пришло сырье вовремя, доставка меня обманула. Можно сдаться, потому что это сложно, но я вижу людей, чью жизнь я меняю. Я вижу отзывы клиентов, когда они мне говорят: «Катя, ты сделала очень крутую штуку, я ею пользуюсь и уже не могу представить свою жизнь без этих таблеток, это супер удобно!».
Я вижу, как наш продукт приносит реальные изменения – мы продали первые три сотни коробок и сэкономили 600 пластиковых бутылок. И Сколково помогло в формировании этой предпринимательской идентичности. Ты смотришь на свои сильные стороны, знаешь, в чем ты молодец, а в чем тебе нужно привлекать дополнительных людей в команду, – так называемое предпринимательское мышление. Это самое крутое. Проектом я начала заниматься после выпуска из академии, в сентябре.
- Очень вдохновляющая история. Наверное, одно из важных качеств для предпринимателя – гибкость мышления и способность менять маршрут. Получается, что продукт ты создавала с нуля. Расскажи, с чего лучше начать, запуская производство?
– Думаю, самое важное – собрать команду. У меня есть технолог, с которым мы работаем уже несколько лет, поэтому за физическую сторону продукта я чуть меньше беспокоилась. Но время занял поиск контрактных производств. Мы рассчитывали, что где-то в России сможем сделать это по контракту. Предприятий, которые выпускают готовую химию, достаточно много. Но мы так и не смогли найти тех, кто смог бы сделать нам именно таблетки в сухой форме, чтобы они были с экологичным составом, с контролируемым временем растворения, отвечали всем этим качествам. Поэтому нам пришлось делать свое производство.
Когда ты организуешь свое производство, сталкиваешься с большим количеством вопросов – как ты подбираешь помещение, какое у тебя оборудование, техпроцесс, как ты закупаешь сырье. Это требует времени.
С точки зрения реализации все сложилось довольно легко. Я знаю людей, которым нужны эти таблетки, я сама часть этого. Плюс, перед запуском продаж я создала группу, разместила там объявление: «Всем привет, я – Катя, мне надоели пластиковые бутылки, я делаю концентраты в виде таблеток, чтобы вы могли их растворять. Если вам интересно получить образец, ответьте на анкету».
Они отвечали, а я узнавала, какую бытовую химию люди используют дома, что им важно, как они делают выбор. Это очень сильно помогло мне узнать своих клиентов – они сами рассказали мне, что им нужно.
Первые образцы, которые у нас получились, мы выслали им в январе этого года, получили обратную связь. Только когда я поняла, что у нас средняя оценка по эффективности и экологичности 8,5 из 10, что таблетки отмывают практически все, за исключением ржавчины и совсем застарелого жира в духовке, мы запустили продукт.
– Какие у вас планы на будущее? Есть ли мысли о расширении бренда?
– Сейчас у нас есть один продукт – универсальный очиститель, 5 в 1. Его можно использовать на любой поверхности в доме: кухни, ванны, пола, стекла и других поверхностей. Как говорят мои испытательницы, «идеально для регулярной поддерживающей уборки». Но мы столкнулись с тем, что нужно дополнительное средство для ржавчины, известкового налета и застарелого жира в духовке. Сейчас мы делаем средство для ванны и средство для кухни, а в дальнейшем планируем заменить всю линейку бытовой химии на концентрат в таблетках.
Сделано в России // Made in Russia
Автор: Мария Бузанакова