Редкий гость, да и житель Казани, не попробовал блюда и выпечку национальной татарской кухни в местной сети ресторанов «Тюбетей». Это первая татарская халяльная сеть быстрого питания в России. Команда бренда считает своей задачей – «накормить весь мир любимым эчпочмаком», «заразить людей своим душевным отношением к жизни» и популяризовать татарскую культуру, ценности и добрые традиции.
В рамках саммита «Россия - Исламский мир: KazanSummit - 2021» сооснователь бренда Султан Сафин рассказал, что «Тюбетей» уже выходит за рамки ресторанного бизнеса и приступает к запуску целой экосистемы халяль брендов с татарскими корнями для всех. Редакция «Сделано в России» поговорила с молодым предпринимателем и узнала, в чем секрет успешности бренда, перспективах для инвесторов и планах по масштабированию «Тюбетей» в России.
- Как появилась идея об открытии такого формата ресторанов?
- Идея появилась в 2011 году, когда McDonald’s активно завоевывал российский рынок, и люди активно входили в эту атмосферу американского счастья. Мы наблюдали за этим и осознали, что с нашей кухней совсем беда, и нас, как татар, практикующих ислам, это задевало. Мы поняли, что пришло время создавать что-то свое. Затем собрались мы – команда единомышленников, которым небезразлична судьба татарской кухни, и сформировали концепцию «Тюбетея»: что это и для чего это.
Основная идея была в том, чтобы взять нашу национальную кухню, вернуть ей эталонный вкус. Мы вернулись к рецептам бабушек - только три месяца у нас заняло, чтобы найти рецепт того самого эчпочмака, и когда мы нашли этот вкус, мы стали работать над упаковкой.
- Как развивалась сеть?
- Мы запустились в 2015 году. Начинали с павильонов, а в 2017 году впервые в истории Татарстана открылся национальный ресторан быстрого питания в историческом центре Казани. Приезжал президент Татарстана Рустам Нургалиевич (Минниханов - ред.), целая делегация, от чего мы были в шоке. Мы просто написали приглашение аппарату президента, а они нас поддержали и приехали. Очень открытое у нас правительство.
С этого момента мы открыли целую сеть. Сегодня у нас порядка семи объектов – это татарская кухня и параллельно мы делаем еще сеть халяльной гавайской кухни Poke Soul, которая входит в нашу T-Family (группа компаний – ред.), в сегмент T-food. За эти 6 лет работы мы приготовили более 1 миллиона эчпочмаков, гости из 50 стран попробовали нашу кухню. С делегацией республики мы объездили больше 25 выставок по миру и зарекомендовали себя как молодой вкусный бренд республики Татарстан. Нас посетили больше 3 миллионов человек и доверили нам уже более 600 миллионов рублей, и эта цифра постоянно растет: тысячи людей через нас проходят. «Тюбетей» - это наш родной бренд, это про нашу родину и патриотизм. Когда ты видишь какую-нибудь семью с ребенком, которая гуляет по городу, и у нее в руках не какой-нибудь американский логотип, а наш, родной, ты очень заряжаешься.
- Как пандемия сказалась на вашей работе?
- Это был какой-то уникальный опыт. Сначала мы были очень испуганы. И когда пандемия еще не коснулась Казани, но коснулась наших друзей за рубежом, мы очень быстро собрались, начали «штурмить». Мы быстро поменяли структуру нашей компании: в период локдауна управленческая команда поменяла роли, все стали драйверами узких направлений.
Несмотря на то, что только один ресторан у нас был открыт в период пандемии, и он работал навынос, мы максимум за три месяца полностью восстановились. То есть за период локдауна по доставке мы выросли в 20 раз. У нас была доставка пирогов всегда, но мы на ней никогда особенно не акцентировались. Но до того, как случился локдаун, мы буквально за неделю запустили доставку халяльных полуфабрикатов по оптовым ценам, и это очень помогло жителям города и дало нашим людям работу: все были при делах, при работе. С открытием ресторанов мы довольно быстро восстановили свои показатели. С июля 2020-го года мы превзошли показатели 2019-го. Наверное, это какое-то чудо. Мы сами такого не ожидали.
- Есть ли планы по масштабированию в России?
- Такие планы у нас есть. Сейчас у нас семь объектов, скоро открываем еще два в центре Казани. Еще один у нас планируется к открытию в торговом центре, а до конца года у нас планы открыть еще три объекта.
Хотим в этом году постараться подарить москвичам наш бренд, наш вкус – но пока нет никакой конкретики, мы присматриваемся и думаем об этом. Наша задача сделать татарское и халяль – для всех. Поэтому, конечно, стараемся масштабировать бренд на другие города России.
- Расскажите об инвестициях и о том, как открывается ваша сеть - по франшизе?
- Инвестиции в большой проект – ресторан в центре города - составляют около 15 миллионов рублей и окупаются за три года. В 2020 году окупились те рестораны, которые открылись в 2017 году. Что касается прибыли, то в месяц ресторан приносит инвестору до 700-800 тысяч рублей.
Мы открываемся не по франшизе, а по партнерству. У нас был такой опыт, когда мы только начинали. И мы поняли, что бизнес B2C очень щепетильный, и татарская кухня – сложная, поэтому в таком формате очень сильно страдает вкус нашей еды, наш бренд, и мы решили управлять сами. Поэтому мы можем брать в команду партнеров, которые готовы инвестировать, но все операционное управление – за нами. Они работают как региональные директора по развитию, а мы занимаемся полностью всей работой – маркетингом, производством, управлением.
Сделано в России // Made in Russia
Автор: Карина Камалова