Помогите производителям: рестораторы рассказали о настроениях в отрасли
2022-03-22 05:33

Помогите производителям: рестораторы рассказали о настроениях в отрасли

Российский бизнес сегодня переживает период глобальной трансформации. Новые антироссийские санкции требуют от предпринимателей не только пересмотра логистики и производственных процессов, но и большего внимания к политике импортозамещения. О том, какие вызовы стоят сегодня перед рестораторами, – читайте в материале «Сделано в России».

НЕФАТАЛЬНО

Вице-президент Федерации Рестораторов и Отельеров России, член совета «Деловой Росси» и основатель ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов отметил, что отрасль сегодня неоднородна в оценке происходящего в экономике. «Настроение разное. Кто-то говорит, что это будет время возможностей, кто-то не так оптимистично настроен и опасается, что цены на все будут расти, потому что прыгнули курсы валют и усложнилась логистика», - сказал он.

По его словам, чаще всего тревогу вызывает стоимость оборудования и продуктов. «Все оборудование у нас либо импортное, либо российское с импортными комплектующими, либо с российскими комплектующими, но изготавливаемое на импортных станках. Сегодня оборудование есть, но завтра оно потихонечку начнет ломаться. У нас зависимость глобальная, но ничего фатального нет», - считает он.

Эксперт пояснил, что пессимизма в этом вопросе нет, так как оборудование так или иначе удастся заказать и привести через третьи страны. «Просто будет дороже из-за того, что плечо логистики увеличится и придется делать дополнительные растаможки. Но оно будет. Мы привезем комплектующие все равно», - заверил Миронов.

При этом эксперт отметил, что ситуация с продуктами вызывает больше вопросов.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Основная проблема касается фруктов и овощей, полагает Миронов. «Мясо в России есть. Свинина, говядина, курица – здесь все в порядке. Но мы выращиваем мало фруктов. А то, что выращиваем, не умеем сохранять на зиму. Овощей наши тепличные хозяйства производят тоже очень мало. Кроме того, нужно понимать, что даже те овощи, которые производятся, производятся на нероссийском семенном материале. Тут тоже не глобальная проблема, нам не Великобритания поставляет овощи, а Турция. Но нужно понимать, что здесь импортозамещение не завершено», - подчеркнул он.

Сложная ситуация в России и с рыбой: промыслы развиты мало, при том на отечественный рынок попадает только 1-2% от добычи. «Россия вся окружена водой, у нас полно рыбы, мы можем обеспечить свою страну полностью, но мы сохранили зависимость. На той же Камчатке 99% идет в Азию. К примеру, наш ресторан работает только на российской рыбе, каждый год купить ее – реальный квест. Мы едем на Камчатку, уговариваем рыбаков не продавать туда. Приходится взывать к патриотичности, выцарапывать рыбу», - рассказал Миронов.

ПОДДЕРЖКА

По мнению представителей отрасли, чтобы поддержать ресторанный бизнес, необходима помощь государства. Однако эта помощь во многом должна быть опосредованная.

Так, совладелец клубов «Петрович», «Высоцкий», владелец сети рюмочных «Шесть-You-Шесть» Игорь Писарский считает, что помогать сейчас нужно именно производителям. «Различного рода гранты и субсидии вещь неплохая, но помогать нужно не столько ресторанному бизнесу, сколько производителям отечественных продуктов. Мы сейчас хотим запустить довольно большую гастрономическую экспедицию по поиску и изучению сохранившихся российских специалитетов и промыслов. Мне кажется, это нужно поддерживать», - заявил он.

Миронов также отметил, что государство должно уделить больше внимание производителям. «Здесь важный аспект. С одной стороны, мы развиваем и субсидируем сельское хозяйство, с другой - вводим большое количество различных норм: отчётов, проверок, норм и прочей бумажной волокиты. Этим может заниматься крупный агрохолдинг, а рядовому фермеру сложно разобраться с бумагами. Такая же проблема с реализацией. Рынки для них отрезаны, рестораны, за исключением каких-то коротких, чаще всего пиар-историй, тоже не работают с ними», - сказал он.

Что касается поддержки именно ресторанного бизнеса, здесь необходимо подходить взвешенно, уверен эксперт. Он пояснил, что сейчас в ресторанном бизнесе в большей степени страдает премиум-сегмент и средний сегмент. «Цены подросли, а платёжеспособность населения не повысилась, более того, где-то она сократилась. Потребитель откатился к более дешевому сегменту, фастфуду. У нас же сейчас по всей стране общий лозунг «спасти фастфуд», заменить Mcdonald’s. Я это не разделяю, потому что потребитель оказывается именно в этом сегменте. Он пострадает в итоге меньше всего. А вся средняя прослойка испытывает сложности», - сказал он.

Более того, субсидии должны раздаваться грамотно и стимулировать обеление бизнеса, считает эксперт.

«Субсидии должны основываться не на «хотелках», а на том, сколько предприниматель платит налогов государству. Если он платит налоги, оформил всех сотрудников, выдал всем белую зарплату и платит большие страховые взносы, давайте дадим ему субсидию в размере НДФЛ за полгода. Таким образом, он простимулирован и промотивирован держать сотрудников и платить им белую зарплату», - полагает он.

Миронов отметил, что в ресторанном бизнесе сегодня занято большое количество россиян, поэтому очень важно сохранить сотрудников. «Я считаю, что нужно приравнять бизнес к IT-отрасли. Если бы платили 7% страховых взносов было бы чудесно, это тоже был бы прямой путь к отбеливанию. Собираемость налогов увеличится и, самое главное, сотрудники будут трудоустроены и защищены государством», - заключил эксперт.

Оперативные новости читайте в нашем Telegram-канале

Сделано в России // Made in Russia

Автор: Мария Бузанакова