Ведущий российский производитель в области разработки и поставки балансировочных станков и виброизмерительной аппаратуры для предприятий различных отраслей промышленности «НТЦ «Завод Балансировочных машин» в 2020 году завершает разработку универсального балансировочного станка по техническому заданию, согласованному с РЖД (проект «РИФ»). Пилотные образцы устройства начнут тестировать в 2021 году.
Замена устаревших балансировочных станков
В состав современного поезда входит большое количество вращающихся механизмов и узлов, возбуждающих вибрационные колебания при движении состава: главные генераторы, тяговые электродвигатели, коленчатые и карданные валы, вентиляторы, колесные пары, турбокомпрессоры, редукторы и пр. Снижение вибрации этих механизмов и узлов повышает безопасность движения состава, увеличивает срок службы и повышает комфортность пассажиров в поезде.
Основным способом снижения вибрации роторных механизмов является качественная балансировка роторов на станках, которая производится при проведении ремонтов подвижного состава на локомотиворемонтных заводах (ЛРЗ) и в эксплуатационных депо. Ранее ЛРЗ и депо были оснащены балансировочными станками, выпускаемыми в Минске, которые, проработав более 40 лет, устарели морально и физически и перестали соответствовать повышенным требованиям, предъявляемым к современному балансировочному оборудованию.
В настоящее время «Завод Балансировочных машин» осуществляет массовую замену устаревших минских станков моделей 9716, 9718 и 9719 на станки БМ-300Р, БМ-3000Р и БМ-8000Р зарезонансного типа, специально разработанных для балансировки роторов подвижного состава РЖД.
Основные узлы новых станков являются объектом интеллектуальной собственности и запатентованы «НТЦ «Завод Балансировочных машин». В станках применяются высококачественные подшипники качения, обеспечивающие повышенный ресурс подвижных элементов и опорных роликов станка.
В станках используются самые современные технологические решения: гидравлические демпферы для компенсации предельных радиальных перемещений опорных стоек при большом начальном дисбалансе ротора, пневматический натяжитель приводного ремня, пневматические или гидравлические укладчики для плавной укладки роторов на станок, направляющие качения для обеспечения точности хода опор станка и осевого перемещения роликовой оснастки.
Современные решения для балансировки роторов подвижного состава РЖД
Измерительно-балансировочный модуль (ИБМ) с высокочувствительными датчиками вибрации обеспечивает высокую точность измерений, хорошую управляемость, удобство работы оператора при выполнении балансировки.
Станки модели БМ-3000Р комплектуются специальной технологической рамой для балансировки якорей тяговых электродвигателей, причем универсальная конструкция рамы позволяет производить балансировку всей номенклатуры тяговых электродвигателей на одной раме.
Роторы главных генераторов балансируются на станках модели БМ-8000Р также с применением специальной оснастки – фальшвалов.
Балансировка компрессоров турбонаддува дизелей производится на станках БМ-300Р без применения технологической оснастки.
Колесные пары локомотивов и вагонов могут быть отбалансированы на станках моделей БМ-3000Р, но, в связи с большим разнообразием конструкций колесных пар, наличием на них большого количества насадных узлов и деталей в виде зубчатых колес, подшипников, тормозных дисков, вращающихся редукторов и образованием вследствие этого большого исходного дисбаланса, предпочтение отдается использованию для их балансировки станков жесткого типа (дорезонансных), о чем свидетельствует мировая практика. В качестве приводного элемента для обеспечения вращения колесных пар вместо ремня используется карданный вал, что является оптимальным решением.
Особенностью балансировки вентиляторов охлаждения компрессоров и тяговых электродвигателей после их ремонта и восстановления деталей и узлов является необходимость их резонансных испытаний. При этом вращение ротора производится в диапазоне частот 2100-2500 об/мин, поэтому рабочая зона станка ограждается специальными защитными экранами, защищающими оператора от случайного вылета оторвавшейся от ротора детали. Станки этой серии стали поставляться на предприятия РЖД с 2020 года.
Для балансировки карданных валов выпускаются специализированные станки жесткого типа. На них могут балансироваться как двухопорные, так и четырехопорные карданные валы длиной до 4000 мм. Головной образец такого станка был изготовлен и поставлен в РЖД в 2019 году.
О компании
ООО «НТЦ «Завод Балансировочных машин» — ведущий российский производитель в области проектирования, разработки, поставки и внедрения балансировочных станков и виброизмерительной аппаратуры для предприятий различных отраслей промышленности.
Компания предоставляет наиболее полный комплекс продукции и услуг в этой области: экономическое обоснование внедрения систем диагностики и балансировки, разработка технического задания, монтаж оборудования, его наладка, техническая поддержка, гарантийный ремонт, модернизация, обучение обслуживающего персонала. При этом завод осуществляет модернизацию и сервисное обслуживание как балансировочных станков собственного производства, так и всех балансировочных станков сторонних производителей.