Сегодня далеко не всякий зритель в России и даже кинокритик знаком с киноработами, снятыми локальными компаниями. А меж тем такой контент завоевывает награды даже на международных фестивалях.
О том, почему региональные работы порой остаются обделены вниманием российского зрителя редакция «Сделано в России» в кулуарах Восточного экономического форума обсудила с Диной Подпругиной - генеральным директором кинокомпании «БайкалКино», которая сейчас создает работы в том числе для телеканала ТНТ и онлайн-кинотеатра KION.
- Вы начали свое выступление с того, что Губку Боб знает весь мир, а с нашими героями ситуация иная. Как вы считаете, почему отечественных кино- и анимационных героев не знают не только в мире, но порой даже на территории нашей страны?
- Потому что действительно российское кино было в загоне какое-то время. Только сейчас начали говорить о том, нужно ли такое кино (региональное – прим.).
Американское кино не тронула Великая Отечественная война. Там был последовательный зритель, а нас постоянно отбрасывало: мы здесь разовьемся, нас отбросит. Советское кино было прекрасное, но, раз, и 90-ые случились. Конечно, нам всем – кинокомпаниям, кинодеятелям, кинопроизводителям - надо дать время для того, чтобы мы начали погружаться в какие-то свои истории и персонажей.
Но у нас уже поднимаются, например, советские – «Движение вверх» (фильм о советских баскетболистах – прим.). Это же тоже возврат смыслов, которые в российском культурном коде заложены.
Кто-то сейчас обращается к нашим сказкам. Поэтому я думаю, все у нас впереди.
- Сегодняшняя ситуация в индустрии – это проблема отрасли или она идет в связке с государством?
- Искать виновных – дело неблагодарное. Конечно, никто не виноват, что были определенные исторические события. Другое дело, что мы теперь должны эту проблему решать, сообща. Ни государство не сможет навязать, ни люди сами не в силах в одиночку что-то сделать большое.
То, что мы сейчас делаем – попытка найти путь сотрудничества, где государство бы без цензуры обошлось, люди бы не стали расхалаживаться и пользоваться государственными деньгами, а продолжали творить и стремиться к звездам.
- Ваша компания пользуется господдержкой?
- Мы на конкурсной основе, как и все, участвуем. Там сотни кинокомпаний. Кому-то везет, кому-то нет. Тут все зависит от того, какой проект придумаешь и как его защитишь. Нам повезло один раз с Фондом кино. На республиканскую субсидию мы нынче рассчитываем. Там небольшие деньги, но как говорится, любое подспорье – это подспорье.
- Достаточно ли этой поддержки?
- Мы настолько неизбалованы. Вот сейчас один спикер говорил, что они не хотят с каким-то оператором из второго эшелона снимать, не хотят снимать на российское оборудование – они везли аппаратуру из Парижа. Конечно, аппетиты будут расти, конечно, хочется сделать максимально качественно.
Поэтому ответ на вопрос, хватает ли финансирования, зависит от того, что ты хочешь сделать. Одно дело, если ты снимаешь «Решалу», ни в коем случае не хочу про свой проект говорить. «Решала» - это достаточно простая история. А вот если ты хочешь снимать «Властелина колец» или «Игру престолов», конечно, там совершенно другие бюджеты. Все зависит от самого проекта.
- Расскажите, над какими проектами сейчас работаете.
- У нас сейчас в работе «Дух Байкала». Это мистическая история про мальчика, который потерял маму и теперь ищет возможный смысл жизни. И ему в этом помогает Дух Байкала.
Сниматься там согласился американо-японский актер Кэри-Хироюки Тагава (известен по участию в кинокартинах «Хатико: самый верный друг», «Мемуары гейши» - прим.). Надеемся, что в 2022 году мы приступим к съемкам.
- В чем заключается ваша работа в этом фильме?
- Сценарий написал Михаил Расходников (российский режиссер, сценарист, продюсер – прим.) и его компания, он же режиссер. Он основной двигатель этого проекта. Мы тут выступаем как принимающая сторона: к нам приедут в Бурятию, на Байкал и мы должны обеспечить весь производственный процесс. Мы должны будем встретить, найти локации, помочь с актерами, с реквизитами. Это огромный объем работы.
- Откуда приедет съемочная команда?
- Будет сборная команда. Будут и зарубежные актеры, и российские. В основном, конечно, это специалисты из Москвы.
- Могли бы вы назвать цифры по финансированию.
- Пока нет.