Вызовы для российского судостроения: стабильность работы и усиление конкурентоспособности
2022-10-09 11:24

Вызовы для российского судостроения: стабильность работы и усиление конкурентоспособности

Фото: пресс-служба Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»

Судостроительная отрасль в России реагирует на санкционные меры и внешние ограничения. Однако, несмотря на трудности, основное оборудование стало отечественным, а штат специалистов удалось сохранить в полном объеме. Как поделился в интервью редакции «Сделано в России» генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Илья Самарин, основная цель завода сейчас — обеспечить стабильность для производства и работников.

Как санкции отразились на работе предприятия?

- Есть некоторые трудности с логистикой импортной техники, которую нам не хотят поставлять, даже по ранее заключенным контрактам. Это, естественно, отражается на кораблях и судах, заказчики хотели бы иметь такое оборудование. Но вопрос не настолько критичен, чтобы мы опустили руки и сказали, что у нас нечем его заменить. Скорее – это вопрос времени. Оно требуется для того, чтобы подобрать российские аналоги. Задача решаема.

В целом, внешнеполитическая обстановка определяет локализацию сотрудничества как в судостроении, так и в других отраслях с предприятиями Российской Федерации. Обусловлено это большими рисками сотрудничества с иностранными компаниями как в части нарушения сроков поставки (либо вообще отказа в поставке ввиду санкций), так в возможности возврата денег после авансирования.

Примером является активная проработка импортозамещения для обеспечения заказов на российские аналоги (палубная техника, оборудование очистки нефтесодержащих вод и другое).

По многим позициям проработка импортозамещения находится на завершающей стадии, уже идет подписание договоров на поставку с российскими производителями.

Какие сейчас суда строят на заводе?

- В настоящее время на заводе в фазе сдачи находятся несколько судов.

Одно из них — научно-исследовательское судно (НИС) «Евгений Горигледжан», продолжает испытания. Сейчас устраняют замечания, которые выявили в процессе заводских ходовых испытаний. Судно должны передать заказчику до конца этого года.

Большой морозильный рыболовный траулер «Виктор Гаврилов» проекта 5670WSD строится по заказу Рыболовецкого Колхоза имени В.И.Ленина (город Петропавловск-Камчатский). Это самый крупный из БМРТ, строящихся в настоящее время на российских верфях: его водоизмещение составляет 14210 тонн, наибольшая длина – 121 метр. Проект БМРТ 5670WSD разработан ООО «Вяртсиля Восток» (город Санкт-Петербург).

В связи с отказом от выполнения проектных работ компанией «Вяртсиля», допроектирование судна и привязку отечественного оборудования в рамках программы импортозамещения продолжает питерская компания «Форсс Технологии». Далее завод «Янтарь» планирует в ускоренном темпе завершить строительство и передать проект заказчику. Судно предназначено для лова пелагических пород рыбы, а также может использоваться как плавбаза для переработки улова.

На борту разместят орудия лова, рыбоперерабатывающее оборудование и морозильные трюмы для хранения продукции. Такая рыбоперерабатывающая фабрика сможет выпускать готовые консервы, рыбий жир, муку, а также разделанную и упакованную рыбу. Рыбу будут добывать в северо-западной части Тихого океана.

Многофункциональное аварийно-спасательное судно (АСС) «Певек» проекта MPSV06М – это дизель-электрическое судно-ледокол класса Icebreaker6 неограниченного района плавания. Проект разработан КБ «Вымпел». АСС «Певек» станет первым в серии подобных судов, построенным по модернизированному проекту.

Длина судна – 86 метров, ширина – 19,1 метра, водоизмещение – около 5 тысяч тонн, скорость – 15 узлов. «Певек» сейчас находится в стадии допроектирования. После окончательного выбора всех агрегатов разработают рабочую конструкторскую документацию и завод продолжит строительство корабля.

Очень востребованным является наш новый проект — скоростной катер катамаранного типа «Добрыня». За основу взята концептуальная разработка катера катамаранного типа. В реализации проекта помимо завода «Янтарь» участвуют компании «Альбатросс Марин Дизайн», «Палубное оборудование» и Прибалтийский судостроительный техникум.

Катер предназначен для частого использования: на нем будут патрулировать территорию, перевозить пассажиров. Потом на основе «Добрыни» возможно строительство маломерных катеров от 15 до 30 метров. Хорошая остойчивость и низкая осадка позволяют использовать катер во внутренних водоемах и даже в городах.

Проект катера «Добрыня» уникален, поскольку спроектирован на базе цифровой платформы. Катер строится по технологии компьютерных 3D-моделей без обычных бумажных чертежей. Таким образом, типовой проект при незначительных изменениях можно быстро трансформировать как по величине (длина, ширина, водоизмещение), так и по назначению (для служебного патрульного, медицинского, транспортного, пожарного, туристического катеров, спасательно-эвакуационного судна, круизной яхты).

Из-за сокращения времени отпадает необходимость изготавливать «с нуля» весь пакет документации к новому заказу. Такие временные характеристики строительства дают «Добрыне» хорошие коммерческие перспективы. Он практически полностью российский: в основном изготавливается из отечественных материалов и комплектующих, внутренней отделкой занимается калининградская коммерческая фирма.

В будущем проработанный типовой проект катера «Добрыня» может стать основным маломерным судом для госзаказчиков.

В чем особенность судостроительного завода «Янтарь»?

- «Янтарь» — предприятие для строительства крупных кораблей. Оптимальным для нас является корабль водоизмещением от 5 до 10 тысяч тонн. Строительство такого судна позволит полноценно загружать заводские стапели.

Безусловно, мы можем строить корабли и поменьше, например до 1000 тонн. Но для этого есть другие заводы – с меньшими стапелями, с меньшим крановым и доковым хозяйством.

Если говорить о гражданских судах, то это спасательные суда около 5000 тонн, любые исследовательские суда, паромы до 10000 тонн. В ближайшее время, когда мы обновим свой док, то сможем строить корабли водоизмещением до 12000 тонн.

Сегодня наша основная цель – обеспечить стабильность работы предприятия и усиливать его конкурентоспособность. Мы должны не просто хорошо делать свое дело и выполнять производственную программу, но и создавать современное предприятие, на котором престижно работать. Это новые технологии в производстве и цифровизация, условия труда и производственная культура, повышение доходов заводчан.

Мы активно занимаемся повышением операционной эффективности и производительности труда и уже достигаем успехов: у нас самая высокая динамика роста уровня зрелости производственной системы среди «ОСК» за 2021 год (показатель роста 56%). Мы разработали и открыли «Фабрику процессов» и запустили систему дистанционного обучения, а проект цеха 24 занял 7 место на конкурсе лучших проектов производственных систем среди всех ДЗО.

Последние два года были для завода, как и для всей страны, непростые. Пандемия наложила серьезный отпечаток на деятельность предприятия. В конце весны этого года ограничения, связанные с ней постепенно начали сниматься. Завод вошел в обычное производственное русло. Мы продолжаем строить новые корабли и суда и ремонтировать старые, перестраиваем и модернизируем достроечные набережные, существенно обновляем станочный парк цехов, внедряем новые технологии производства. Завод одним из первых в отрасли твердо встал на путь такой современной модели производства как цифровая трансформация. В планах организация совершенно новых производственных мощностей, отвечающих самым современным требованиям судостроения.

В конце апреля при участии руководства ОСК введены в эксплуатацию два новых станка отечественного производства: токарно-карусельный и токарно-валовый. Оба станка с ЧПУ. Новые краны и оборудование модернизируемых достроечных набережных также отечественного производства.

Много ли гражданских судов заказывают из-за границы? Какие это страны?

- Строительство гражданских судов различного назначения – еще одно

направление деятельности предприятия. Мы хотим освоить как внутренний, так и зарубежный рынок. Среди заказчиков завода в различное время были компании из Норвегии, Германии, Нидерландов, а также российские ведомственные заказчики – Росморпорт, ФКУ дирекция госзаказчика и многие другие.

В последнее время «Янтарь» переходит на новую маркетинговую стратегию на рынке гражданского судостроения в пользу полного строительства судов «под ключ». Приоритет отдается заказам технически сложных судов.

С учетом существующего опыта и наших мощностей «Янтарь» может замкнуть весь цикл подготовительных, производственных и сдаточных работ в рамках программы для обновления рыболовного флота. Завод сконструировал много судов разных размерений и классов, с различными эксплуатационными свойствами, типами оборудования и технического оснащения, поэтому гарантирует высокий уровень качества выполнения задач.

Наработанная технологическая база позволяет успешно строить суда в зависимости от их назначения, способа ловли: траулеры, сейнеры, дрифтеры, плавучие перерабатывающие и морозильные базы. А также исходя из продукта промысла: рыба, крабы, криль и другие.

Также на заводе создают буксиры, паромы, сухогрузы, научно-исследовательские суда.

Сегодня мы смело беремся за реализацию технически сложных типов гражданских судов: многофункциональные аварийно-спасательные корабли, гидрографические суда для работы в непростых условиях Севера.

Есть ли у завода кадровый голод? Откуда вы берете специалистов?

Сказались ли санкции на работниках завода? Нет ли сокращений?

- Мы сохраняем имеющийся кадровый потенциал и развиваем его, а также стараемся привлечь в отрасль новых сотрудников, обеспечение преемственности поколений.

На базе завода «Янтарь» в 2021 году создали собственный учебный центр для подготовки персонала востребованным, в том числе смежным, профессиям с присвоением разрядов, классов. Также здесь проводят переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.

Учебный центр позволяет дать дополнительные знания работникам завода. Кроме того, у нас есть уже готовая производственная база, где работники могут попрактиковаться непосредственно в цеху. Также практические вопросы решаются более оперативно — у нас есть возможность создавать целевые курсы для обучения сотрудников по новым технологиям или на новом оборудовании.

Сейчас на заводе более 4100 рабочих мест. Сокращений, связанных с санкциями, нет.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Автор: Полина Розина

Сделано в России // Made in Russia

#сделановроссии