Депутат Государственной Думы Мария Бутина в интервью «Сделано в России» прокомментировала поправки в закон об особых экономических зонах, соавтором которых является. Напомним, что законодатели совершенствуют закон об ОЭЗ: уполномоченному органу предоставят право устанавливать сервитуты на госземлях, упростят корректировку соглашений с резидентами, узаконят использование земли под образование и таможню, устранят противоречия в лишении статуса резидента с обязательным уведомлением, а также разрешат включать акватории и леса в туристические зоны.
Почему возникла потребность в новом регулировании сервитутов на госземлях ОЭЗ — какие пробелы в текущем законодательстве мешали развитию зон?
Частью 8 статьи 6 Федеральному закону № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон № 116-ФЗ) закреплено, что соглашением о создании ОЭЗ и об управлении ОЭЗ полномочия по установлению сервитутов в границах ОЭЗ в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, передаются уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти. При этом в полномочиях уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, определенных статьей 8 Закона № 116-ФЗ, возможность установления сервитута не предусмотрена. Законопроектом указанный пробел урегулирован, за уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти закрепляется полномочие по установлению сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории ОЭЗ.
Хочу сказать и о другом недочёте, который устраняется законопроектом. В соответствии со статьей 9 Закона № 116-ФЗ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов ОЭЗ запись о лишении лица статуса резидента ОЭЗ. Вместе с тем лишение статуса резидента, в соответствии со статьей 19 Закона № 116-ФЗ является одним из «видов» прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности лицо утрачивает статус резидента ОЭЗ. В целях устранения правовой коллизии законопроектом указанный пробел урегулирован. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности за высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или управляющей компанией закрепляется обязанность в течение трех рабочих дней уведомить уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Также урегулирован порядок внесения сведений уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в реестр резидентов ОЭЗ при утрате лицом статуса резидента ОЭЗ.
Какие ожидаются экономические эффекты от упрощения соглашений с резидентами — рост инвестиций, новые рабочие места?
Предсказывать или делать определённые прогнозы в этом вопросе не получится. Но могу сказать, что основные цели разработанной законодательной инициативы – это усовершенствование правового урегулирования ОЭЗ и повышение эффективности их управления. Законопроект вводит упрощенный порядок внесения изменений в соглашения об осуществлении деятельности (в части несущественных условий). Резиденты, заключившие соглашения до 1 сентября 2023 года, вправе вносить изменения в бизнес-планы в рамках ранее действовавшего, более гибкого законодательства. Это защищает ранее сделанные инвестиции и поддерживает продолжение проектов. Тем самым, более гибкие условия могут способствовать привлечению инвестиций. Вводится механизм «бронирования» (изъятия из конкурса) свободного земельного участка для резидента или потенциального резидента, имеющего утвержденный инвестиционный проект или соглашение о намерениях. Это снижает риски для инвестора на критически важной стартовой стадии. В конечном итоге мы ожидаем запуск нового инвестиционного цикла и улучшения делового климата.
Как именно изменится порядок предоставления и использования земель для коренных малочисленных народов в рамках особых экономических зон?
Уверена, что коренные малочисленные народы не пострадают в связи с принятием новелл, предусмотренных законопроектом. Авторы инициативы постарались учесть все возможные риски, которые могут быть от принятия этих норм. Мы старались создать благоприятные условия не только для участников ОЭЗ, которые развивают туризм и другие сферы, но, чтобы жителям, которые там проживают было комфортно проживать, получая развитие территорий, сохраняя природу и привнося новые возможности для них.
Будут ли введены специальные сервитуты или ограничения на традиционные угодья КМНС при включении акваторий и лесов в ОЭЗ?
Пока об этом говорить рано, необходимо дождаться хотя бы первого чтения законопроекта в Государственной Думе. На данный момент можно сказать, что законопроект подтверждает действие существующей правовой гарантии, защищающей традиционную деятельность КМНС. Норма, касающаяся КМНС, содержится в статье 10 Закона № 116-ФЗ. Законопроектом в неё вносится юридическое изменение, вместе с тем, сохраняется основной принцип: создание ОЭЗ допускается при условии, что оно не препятствует осуществлению традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Таким образом, существующий правовой запрет на создание препятствий остаётся в силе.
Получат ли представители КМНС приоритетное право на землю в туристических ОЭЗ или компенсации за перевод лесного фонда в рекреационные земли?
В нынешней редакции законопроекта этот аспект не затрагивается. Однако, как я уже упомянула, инициатива должна пройти все стадии принятия законопроекта в Государственной Думе. За это время уверена, что смогут быть выработаны поправки к нему при необходимости.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Автор: Анастасия Черникова
Сделано в России // Made in Russia
#сделановроссии