Запуск бизнеса в индустрии чистоты, особенно в сегменте химчистки, может стать прибыльным предприятием, если правильно подойти к организации всего процесса. Вместе с руководителем сети химчисток “Русские сезоны” Анной Бахаревой мы рассмотрим ключевые шаги, которые помогут начать свой бизнес в этой сфере.
Первые шаги
Прежде чем начать, важно провести тщательное исследование рынка. Посмотреть, что происходит у конкурентов. Изучить существующие химчистки в вашем районе или даже регионе. Обратите внимание на их услуги, цены, качество обслуживания и отзывы клиентов.
При этом не стоит зацикливаться на том, что делают конкуренты и стремиться быть лучше их. Важно задумываться, будет ли от этого лучше клиентам. Это ли они ждут от вас и ваших услуг? В своей практике мы исходим от клиентских запросов и того, что им нравится именно в нас. Именно это развиваем и усиливаем. Мы исходим из понимания куда идем и для кого. Это более точечный маркетинг, который помогает нам рационально расходовать денежные средства. Мы ориентированы на свою целевую аудиторию и знание о том, какой именно продукт ею востребован и что еще мы можем предложить.
С первых дней определите свою целевую аудиторию. На что планируете сделать ставку – это могут быть частные клиенты, офисы, гостиницы или рестораны.
Мы работаем с премиальной аудиторией, для которой акция 5 пуховиков по цене 500 рублей не очень актуальна. Для среднего сегмента у нас разработаны сезонные предложения по чистке верхней одежды.
Для премиальной же аудитории более интересен индивидуальный сервис (доставка на дом, в офис или срочное обслуживание), опыт компании, закрытые мероприятия. В своей практике мы применяем проведение экскурсий на производство.
Важно разбираться в трендах, которые могут зависеть даже от региона, в котором вы планируете работать. Для того, чтобы запустить проект, стоит на старте прикинуть, с какой категорией изделий вы чаще будете работать: демисезонная одежда, пуховики, мех или бытовой текстиль.
Для того, чтобы первые шаги по налаживанию процессов в индустрии чистоты были хорошо продуманы, создайте подробный бизнес-план, это поможет вам структурировать ваши идеи и понять, как будет работать ваш бизнес.
Оцените, какой стартовый капитал вам доступен. Для ответа на вопрос, сколько денег вам понадобится для входа, нужно понимать ту бизнес модель, которую хотите выстроить. Во многом она будет зависеть как раз от целевой аудитории – эконом, средний или премиум сегмент. Это определит и тот вид изделий, с каким чаще всего придется иметь дело. Под них в дальнейшем нужно будет приобретать оборудование, подбирать персонал, обучать его, арендовать подходящее по площади помещение, закупать химию. Все это необходимо просчитать, чтобы более точно сказать, какой под тот или иной проект потребуется стартовый капитал.
Простой пример: если мы исходим из гипотезы, что речь идет о среднем-премиум сегменте, то нужно планировать покупку машины химчистки. Именно в такой чистят изделия из шерсти, пальто. Нам такая в прошлом году обошлась в 7 миллионов. И это только одна машина! Но для старта на открытие мини-химчистки потребуется порядка 7-9 миллионов. Это самый необходимый минимум. Далее придется закупать оборудование для пятновыводки, покрасочной, пароманекены и так далее. На маркетплейсах франшиз можно найти варианты со стартовым капиталом и ниже. Но мы ориентируемся на свой опыт.
Для начала опишите вашу концепцию. Решите, будете ли реализовывать ее полностью самостоятельно или воспользуетесь мерами поддержки. Существуют государственные меры поддержки малого бизнеса, осуществляемые в рамках Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», особые условия кредитования, под более низкий процент для развития и расширения производства. Банк России внедряет и альтернативные инструменты финансирования МСП — краудфинансирование, факторинг, лизинг и др. Есть гранты и субсидии. Существует Ассоциация химчисток, Отраслевой Союз химчисток и прачечных – это тоже работающий инструмент поддержки для представителей индустрии чистоты.
Определите свою маркетинговую стратегию, как вы будете привлекать клиентов (реклама, социальные сети, акции). Реклама, качественные вывески – это инструмент, который хорошо себя зарекомендовал. Сейчас мы в своем продвижении используем телеграм каналы и социальные сети. Пока сложно точно сказать, какой это дает трафик, но мы работаем, предлагаем разнообразных контент, экспериментируем с ним.
Выбор местоположения и оборудования вашего будущего предприятия играет ключевую роль в успешности вашего бизнеса. В 2022 году наша компания проводила социологическое исследование среди клиентов, в ходе которого задавали вопрос, по какой причине они выбирают именно нас. Среди ответов на первом месте оказалось именно расположение и только потом – качество и цена. Людям удобно, когда химчистка находится рядом с домом или работой или по пути.
Самый сложный вопрос – это команда. Наймите квалифицированных работников с опытом в химчистке. Но в любом случае им понадобится обучение по стандартам обслуживания и использованию оборудования. Любого штатного сотрудника нужно какое-то время обучать, потому у отрасли есть своя специфика и в ней не получится, так, что в команду пришел новый человек и сразу начал работать со сложным оборудованием.
Целесообразность
Если оценивать насколько именно сейчас подходящее время для открытия бизнеса в индустрии чистоты, то мы исходим из того, что, по нашим данным, порядка 20-30% населения пользуются услугами химчистки. Для сравнения, в 2010 году около 10% населения пользовалось услугами химчисток. Такая статистика средняя по России, и в нашем регионе она аналогичная. Мы отмечаем, что рост спроса произошел из-за перехода от вынужденного потребления услуги (когда обращались с трудновыводимым пятном на пуховике или вечернем платье) к регулярному уходу за одеждой. К сожалению, по прогнозам отрасль в лучшем случае зафиксируется в текущем положении, потому что прослеживается торможение роста и в регионах и в Москве, отчасти это связано с инфляцией с желанием населения сократить избыточные расходы.
За последние 5-10 лет можно наблюдать, что у потребителей наших услуг формируется понимание важности заботы об одежде. Обращение в химчистку стало нормой. Именно для укрепления этого понимания мы и развиваем особое отношение к индустрии чистоты. Ведем просветительскую, информационную работу с населением. Рассказываем о возможностях химчистки и новых услугах. И видим как это положительно сказывается на развитии бизнеса в индустрии химчисток в России. Спрос увеличивается. Опять же это можно связать и с ростом цен. Проще хорошую вещь почистить и продолжить ею пользоваться, чем покупать новую.
Подводные камни
Не стоит забывать, что, как и любой вид бизнеса, индустрия чистоты имеет и свои сложности. Основные минусы, с которыми может столкнуться новичок в этой сфере – это риски, связанные с порчей изделия. И тут стоит учитывать, то, что регулирующее вопросы отрасли, законодательство морально устарело. Оно сложилось еще во времена Советского Союза, когда легкая промышленность была ориентирована на работу с натуральными тканями. У многих дома можно найти оставшиеся от бабушек и мам скатерти, комплекты постельного белья и элементы гардероба, их качество заметно лучше и они хорошо переносят стирку в домашних условиях. Сейчас на рынке текстиль намного худшего качества. С ним сложнее работать. И действующая нормативная база не может защитить поставщика услуг. Подвижки есть, изменения принимаются, но темпы куда медленнее, чем поставки товаров из Китая. Поэтому представителям индустрии чистоты приходится нарабатывай свой опыт, чтобы себя защитить от компенсационных выплат клиентам. Потребители оказываются более защищенными в этом плане, и вся ответственность лежит на поставщике услуг. Со своей стороны мы стараемся предупредить клиента о возможных рисках и принимаем все меры, чтобы их минимизировать. Но иногда бываю ситуации, когда виновник в порче – производитель, который допустил брак при выпуске изделия или неверно указал в маркировке состав ткани и рекомендации по уходу. Но если вещь пострадала, то у человека первая реакция, что причиной стало низкое качество оказанной услуги – виновата химчистка. А причин может быть куда больше, от плохого качества исполнения изделия, до естественных дефектов в ходе его эксплуатации. Не все это понимают.
Запуск бизнеса в индустрии химчистки требует тщательной подготовки и планирования. Следуя этим шагам, вы сможете создать успешное предприятие, которое будет приносить стабильный доход и удовлетворять потребности ваших клиентов. Главное - помните, что вы не одни в этой нише, и ваши конкуренты могут быть вашими же союзниками в рамках различных бизнес-комьюнити.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Сделано в России // Made in Russia
#сделановроссии