За последние 20 лет российский рынок недвижимости пережил настоящую трансформацию. На фоне урбанизации и роста крупных городов изменился не только формат жилых комплексов, но и подход покупателей к выбору жилья. С какими запросами сталкиваются современные девелоперы рассказала заместитель генерального директора по продукту «ПСК Дом девелопмент» Вера Ширяева.
Типовая городская застройка в России в том или ином виде существовала всегда: большая часть городских жителей живет в многоквартирных домах. Тем не менее за два последних десятилетия существенно изменился подход покупателей к выбору квартиры. Требования к недвижимости сместились в сторону эргономичности, комфортной городской среды и цифровизации бытовых процессов.
Планировки квартир: от простора к функциональности
В нулевых и десятых годах популярностью пользовались просторные квартиры с большими жилыми зонами. Например, часто в планировках встречался просторный сквозной коридор, проходящий по всему помещению. Популярны были спальни площадью 18-20 квадратных метров. Площадь типичной однокомнатной квартиры могла достигать 50 квадратных метров, что сегодня соответствует размерам двухкомнатной или даже евротрёхкомнатной квартиры.
Со временем приоритеты покупателей сместились. Большие площади требуют значительных затрат как на приобретение, так и на обслуживание, поэтому спросом стали пользоваться компактные и функциональные квартиры.
К концу 2010-х первостепенное значение для людей начали приобретать практичность и функциональность. В планировках постепенно появляются новые зоны — кухни-гостиные и гардеробные. Если раньше кухня-гостиная была скорее исключением, чем правилом, то сегодня она является неотъемлемой частью многих проектов. Такое пространство позволяет семье собираться для общения и совместного времяпровождения, оставляя комнаты для уединения.
Гардеробные, которые когда-то казались роскошью из кинофильмов, теперь стали важным критерием при выборе жилья. Некоторые застройщики ради них даже пробовали отказаться них от традиционных балконов, ведь зачастую последние превращаются в складские помещения для сезонных вещей. Но это зависит от региона: в Тюмени, например большинство покупателей до сих пор не готовы отказаться от балкона, а в других городах такие изменения прижились лучше. Покупатели квартир отмечают: для хранения отдельная комната удобнее и функциональнее лоджии. Однако остается множество людей, для которых балкон или лоджия — это собственная мини-терраса.
Еще одна тенденция — стремление к личному пространству. Россияне готовы отказаться от «излишков» метров в пользу большего количества отдельных помещений. Особенную роль в этом тренде сыграла пандемия 2020 года. Люди пребывали в изоляции от внешнего мира, но находились на одной жилплощади с семьей 24/7. Чтобы сохранить психологическое равновесие, каждому требовалось место для отдыха от остальных членов семьи. Об усталости друг от друга свидетельствует статистика разводов: в период изоляции их количество резко возросло, а среди молодоженов распалось около 60% пар.
Внутри квартиры: от простоты к индивидуальности
Низкие цены за квадратный метр в начале века способствовали активному строительству типовых домов, которые по большому счету ничем не отличались от тесных панелек, просто с другими фасадами. В нулевые люди были готовы мириться с качеством исполнения, чтобы быстрее въехать в квартиру. Ремонт делали из доступных материалов по минимальной цене.
Чуть позже началась эпоха евроремонтов, которая отличалась обилием декоративных элементов. Популярностью пользовались натяжные и многоуровневые потолки, гипсокартонные конструкции, арки вместо дверей, ниши разных форм с подсветкой. В отделке активно использовалась декоративная штукатурка и фотообои.
Сейчас, в 2020-е, существует тенденция на простые и функциональные дизайнерские решения в спокойных тонах, а рынок подстраивается под покупателя, предлагает различные опции на этапе покупки: черновая, предчистовая, чистовая отделка. Ремонт и дизайн квартиры для многих теперь неразрывно связаны: если раньше дизайнерские решения реализовывались собственными силами, и во многом люди опирались на собственную фантазию и «подсмотренные» у соседей решения, то сейчас готовы заказывать дизайн-проект. Современные покупатели стремятся максимально адаптировать жилье под себя — им важно иметь возможность корректировать планировку, выбирать отделочные материалы и т.д.
За порогом: как изменилось отношение к местам общего пользования и придомовым территориям
В нулевые жилые комплексы строились быстро, как правило, без должного внимания к качеству благоустройства прилегающих территорий. Дворы оставались пустынными, без зелени и удобств для жителей. В таких условиях люди брали инициативу в свои руки и старались самостоятельно улучшить окружающую среду. Жители создавали коммунальный арт — скульптуры и иные композиции из подручных материалов, например, лебедей из покрышек.
С конца 2010-х застройщики обратили внимание на запрос в благоустроенных пространствах вне квартиры, появившийся на рынке, покупательская способность тоже выросла, и компании начали вкладывать дополнительные деньги в благоустройство близлежащих территорий. Так в проектах новых ЖК появились уютные и эстетичные подъезды, функциональные дворы и озеленение придомовых территорий. Это создаёт ощущение общности среди жильцов и формирует сплоченные сообщества, что наглядно проявляется в активности домовых чатов новостроек.
Стандартными становятся закрытые дворы без машин, всесезонное озеленение и ландшафтный дизайн, трехуровневое освещение. В современных проектах двор обязательно делится на зоны — для детей, отдыха и спорта. Это необходимо, чтобы во двор хотелось выйти не только детям, но и взрослым.
А в самых современных проектах уже стали появляться и арт-объекты от застройщиков, это добавляет эксклюзивности ЖК и создает новую точку притяжения для горожан.
Внешний облик дома: от вычурности к лаконичности
Архитектура 2000-х годов представляла собой переходный этап. Строители, архитекторы и дизайнеры только начинали осваивать новые технологии и материалы. В строительстве домов использовался ограниченный ассортимент материалов, а у архитекторов было не много опыта в разработке сложных планировок и фасадов. В эконом-классе преобладала типовая застройка, или так называемые «человейники». Длинные ряды одинаковых жилых комплексов из кирпича создавали безрадостную перспективу в городском пейзаже, особенно это ощущение усиливалось в спальных районах, где в меньшей степени сформирована прогулочная зона с местами общего пользования.
В комфорт-классе в нулевые годы активно внедряли новые архитектурные элементы, например, башенки и колонны, которые стали характерной чертой многих зданий того времени. Эти эксперименты помогли развить вкус и навыки, после чего они перешли к более утонченным и сбалансированным решениям, без перегруженности деталями.
В двадцатые годы при проектировании нового здания учитывается не только лаконичная эстетика, но и энергоэффективность здания. Современные технологии и материалы позволяют минимизировать теплопотери зимой и сохранять прохладу летом, снижая нагрузку на системы отопления и кондиционирования.
В этот же период важной частью городского дизайна новых районов города стала архитектурная подсветка фасадов и крыш зданий. Сначала она появилась в столице и миллионниках, затем тренд распространился на все новостройки в стране. Подсветка несет в себе не только эстетическую функцию, делая вид новостроек более привлекательным, но и выполняет функцию безопасности, увеличивая количество света на улицах в темное время суток.
Классовость жилья как расширение выбора
Классовость жилья в России как явление появилась в 2013 году и изначально представляла собой маркетинговый инструмент. У россиян росли доходы и уровень жизни, а вместе с этим и потребности в отношении комфорта. Тогда компании стали предлагать новые, более четкие критерии для жилья. Появилось такое понятие, как жилье эконом-класса, комфорт-класс, бизнес-класса и т.д.
Для эконом-класса характерны минимальные площади квартир, простые отделочные материалы и отсутствие инфраструктуры рядом с домом. Комфорт-класс отличают более функциональные квартиры с удобной планировкой, качественные строительные и отделочные материалы, развитая инфраструктура района, наличие детских площадок и парковок. Бизнес-класс включает себя такие критерии, как уникальное местоположение, часто в историческом центре города, использование высококачественных строительных материалов, индивидуально разработанные планировки, охрана территории, подземный паркинг, благоустроенный двор, собственная инфраструктура.
За последние двадцать лет на рынке недвижимости произошел переход от упрощенных планировок, недорогого ремонта и отсутствия развитой инфраструктуры и мест общего пользования к удобным функциональным квартирам, которые проектируются с учетом потребностей людей, которые будут тут жить. Балконы теперь место для отдыха а хранение все в кладовой, появились общие зоны для прогулок, компании все чаще развивают и общую городскую среду, чтобы сделать покупку квартиры еще более привлекательной.
Клиенты сейчас покупают не просто квадратные метры, но образ жизни. Уже на этапе покупки им важно понимать, в какой детский сад или школу пойдут дети, где семья будет гулять по выходным, есть ли необходимый набор магазинов и развлечений в шаговой доступности. Жильё вышло за пределы квартиры, теперь при заключении сделки покупатели все чаще ориентируются на окружающую инфраструктуру и она во многом является определяющим фактором для покупки. Все это закладывается на этапе разработки мастер-плана и архитектурной концепции района, которые учитывают интересы будущих жителей.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Сделано в России // Made in Russia
#сделановроссии