«Мы не имеем права останавливаться ни на минуту»: гендиректор «Систем Автономной Энергии» о создании батарей для электробусов
2023-08-04 07:30

«Мы не имеем права останавливаться ни на минуту»: гендиректор «Систем Автономной Энергии» о создании батарей для электробусов

Фото: пресс-служба компании «Системы Автономной Энергии»

Как создаются отечественные аккумуляторные батареи, что в их производстве является самой сложной задачей и сколько человек нужно, чтобы создать аккумуляторную батарею для электробуса. Об этом и многом другом в интервью редакции «Сделано в России» (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс рассказал гендиректор компании «Системы Автономной Энергии» Антон Мухин.

Как вы начали свою деятельность в области разработки аккумуляторных батарей? Создавая компанию, что хотели сделать для индустрии, для отрасли? В чем была идея?

Наша команда уже на старте обладала достаточно большим опытом в этой сфере. Я, например, с 2012 года работал на предприятиях, связанных с литий-ионными аккумуляторами. А в 2020 году было принято решение открывать собственную компанию, чтобы самостоятельно развивать это направление. Мы прекрасно понимали тогда, что ниша тяговых батарей на российском рынке практически пуста, а мы можем дать адекватное предложение. Плюс у команды был набор ключевых технических идей, которые хотелось реализовать.

Первым нашим заказом были аккумуляторные батареи для подводных буксировщиков водолазов. Мы провели полный цикл разработки и производства, и такой опыт стал мощным толчком к развитию компании.

На следующем этапе мы углубились в разработку высоковольтных систем BMS и начали работать с транспортом. Одним из первых “транспортных” заказчиков стал гигант отрасли, Группа «Синара». Мы разрабатывали им систему управления и тяговую литий-ионную батарею для гибридной суперконденсаторной установки. Проект был реализован с нуля: разработана батарея и изготовлены системы BMS и удаленного мониторинга — по сути, автономное движение трамвая. Такой проект в России до нас никто массово не реализовывал. Это был первый наш серийный продукт для электротранспорта. И после этого мы перешли к созданию систем для электробусов и троллейбусов.

Компании «САЭ» всего три года, но изначально мы ставили перед собой смелые цели. Если говорить о влиянии на отрасль, то наша задача — сделать решение недорогим, легким и надежным. Все это позволило бы существенно увеличиться рынку. Ведь основными ограничениями для развития электротранспорта были слишком большой вес батарей и их высокая цена. Именно поэтому электрические транспортные средства долгое время никого не интересовали.

Нашими специалистами уже разработаны ряд ключевых технологий, за счет которых сильно снизился вес батарей, их себестоимость, улучшились потребительские характеристики.

Какая сейчас география компании?

Мы находимся в Санкт-Петербурге и Москве, основной производственный центр — в Петербурге. Если говорить про наши продукты, то география достаточно обширна и ежемесячно растет. Уже больше десятка городов, где эксплуатируются транспортные средства с нашими батареями. Причем, это и достаточно холодные регионы (Иркутск, Новосибирск, Новокузнецк), и города, где летом бывает очень жарко (Курск, Энгельс, Таганрог). Такой климатический разброс объясняется тем, что наши батареи устойчивы к любым погодным условиям.

Какие технологии и материалы используются в ваших продуктах? Какой уровень локализации?

Сейчас мы используем обширный объем композитных материалов для того, чтобы снизить массу и обеспечить прочность конструкции и, что очень важно, ее пожаробезопасность — исключить внутренние воспламенения и защитить от внешних. Нами применяются различные современные технологии производства деталей из алюминия: экструдирование, сварку с трением, с перемешиванием и разную комбинацию этих методик для создания продвинутых силовых корпусов, легких и недорогих.

Самая сложная задача — это локализация литий-ионного аккумулятора, то есть ячейки. К сожалению, она в России полностью еще не решена ни кем. Все остальные сложные системы мы производим самостоятельно — термостатирования, системы балансировки и управления, защиты, системы пожаробезопасности, корпусирование. По сути, мы сейчас создаем с нуля всю аккумуляторную батарею с применением покупных компонентов. Но мы не используем чужую электронику, это разработки наших специалистов.

Что касается аккумуляторной ячейки, то сейчас нами ведется разработка российской технологии. Понятно, что на первых этапах не обойтись без импортных материалов, но в дальнейшем важно переходить на полностью отечественное производство.

Чем уникальны ваши аккумуляторные батареи и в чем их главное преимущество перед аналогами?

Уникальность наших аккумуляторных батарей состоит в том, что, в первую очередь, они обладают самой низкой массой из всего того, что представлено на российском рынке. Тут важна именно плотность энергии — на 1 кг мы можем разместить больше квч. Наша компания предоставляет наиболее современную систему термостатирования, которая обеспечивает функционирование и в самые крепкие морозы, и в сильную жару — без перегревов и переохлаждений.

Также у нас есть уникальная система телеметрии, которая позволяет собирать всю информацию по эксплуатации наших аккумуляторных батарей в облако. Мы можем анализировать, на каких маршрутах и как потребляется электрическая энергия, в каком оптимальном/неоптимальном режиме они эксплуатируются. Это очень важно для конечного потребителя, так как он может отследить, как система работает, и вносить какие-то коррективы, чтобы увеличить ресурс и снизить нагрузку на систему.

За счет системы удаленного мониторинга мы даем возможность дистанционного обновления программного обеспечения. Это существенно сокращает трудозатраты на пусконаладку и исключает неприятные ситуации, когда на транспортном средстве могут выявляться ошибки в согласовании разного оборудования уже после основных работ. Мы можем помочь в этом плане производителю и быстро решить какие-то возникающие проблемы.

Кроме того, у нас достаточно гибкая команда, которая находит очень интересные решения в достаточно короткие сроки.

Насколько сравнимы аккумуляторные батареи САЭ с аккумуляторами, произведенными, например, в Китае или США?

Если сравнивать по техническим характеристикам — по той же плотности энергии — то мы находимся в первых рядах, даже опережаем большую часть конкурентов по этому показателю. При этом технически наш продукт технически ничуть не отстает, но при этом он отечественный и с локальной поддержкой, что важно. Цена наших аккумуляторов по сравнению, например, с китайскими, тоже вполне себе конкурентоспособна.

Сколько человек нужно, чтобы создать аккумуляторную батарею для электробуса? Расскажите о команде. Где ищите людей, что это за люди у вас работают, какими качествами нужно обладать, чтобы работать в САЭ? Какая численность команды?

Если говорить про сборку аккумуляторной батареи электробуса, то с этим в теории может справиться команда из пяти человек. Но это не будет серийным продуктом. На начальном этапе в нашей команде было три человека, но когда мы начали строить серьезные системы, людей стало существенно больше. Возникли вопросы контроля качества, грамотного проектирования, нужны были узкопрофильные разработчики электроники, программисты, люди, которые правильно все смогут закупить и привезти.

С другой стороны, слишком большой штат и скромный объем работы говорит о неэффективности процессов внутри компании, я не сторонник этого. Сегодня в компании около 80 человек, включая производство. При этом, сейчас мы добираем людей: ищем талантливых конструкторов, особенно таких, кто способен находить нестандартные решения, программистов. Это, в первую очередь, должны быть профессионалы, которые любят свое дело и хотят создавать интересный и качественный продукт. У нас достаточно демократичный режим работы, но при этом все максимально вовлечены в проект и действительно радуются, когда у нас получается какое-то новое классное решение. И я стараюсь поддерживать этот дух «стартаперства» и «первооткрывательства», не уходить в жесткую бюрократию и долгие процессы.

Кто является главным потребителем вашей продукции и на кого она рассчитана?

Основной потребитель — городской электрический общественный транспорт. Наибольший объем продукции делается для производителей троллейбусов с автономным ходом и электробусов. У нас есть проекты и для морского транспорта, и для электровездеходов, небольших электромашин. Также мы сейчас работаем с несколькими производителями электромобилей, разрабатываем для них аккумуляторные батареи и готовимся к серийному производству.

Хватает ли нынешних объемов производства и планируете ли вы расширяться?

В настоящий момент производство загружено на 100%. У нас планируется достаточно большой объем новых продуктов в ближайшем будущем, ожидается увеличение объемов выпуска в несколько раз. Поэтому мы уже начали шаги в сторону расширения. Сейчас мы активно подыскиваем новую площадку и в четвертом квартале будем массово набирать людей на производство.

Как вы оцениваете перспективы развития рынка электротранспорта в России? Почему это направление нужно стране? Ведь у нас много других энергоносителей – бензина и газа, например.

Перспективы огромные. В первую очередь, будет развиваться электрический пассажирский транспорт: электробусы, трамваи, троллейбусы с автономным ходом. Во вторую — частный электротранспорт и средства индивидуальной мобильности.

Электротранспорт будет развиваться наиболее активно в тех сферах, где это особенно выгодно. Сейчас это выгодно для общественного транспорта, и даже для многих коммерческих перевозок, в частности для внутренней городской логистики.

Конечно, все целиком и полностью не перейдут только на электрическую тягу, у нас достаточно обширная география. В больших городах скоро будет создана необходимая инфраструктура, а расстояния позволяют эксплуатировать автомобили с запасом хода в 300-500 км. Но есть и регионы, где расстояния между населенными пунктами слишком большие, плюс суровые погодные условия. Там в процентном соотношении электромобилей будет существенно меньше.

Если говорить про личный электротранспорт, я верю в более плавный переход. Да, электромобили развиваются, но не стоит забывать и про гибридные варианты. Когда есть возможность продлить пробег в случае необходимости — это одно из интересных решений и по комфорту, и по динамике. Это когда ты едешь в современном электромобиле, но в случае разрядки батареи ты можешь спокойно заправиться и проехать еще 800 километров на бензине.

Какие главные вызовы сейчас стоят на пути развития электрических технологий в нашей стране?

Их достаточно много. Одна из наших главных задач сегодня — создание российской аккумуляторной ячейки и дальнейшее развитие этой технологии, ведь ее нужно постоянно улучшать. Для этого нам нужен ежегодный прогресс во всем — в материалах, в технологиях сборки, в производстве — мы не имеем права останавливаться ни на минуту.

Если говорить про другие составные части электротранспорта, например, силовые преобразователи, то одним из вызовов является компонентная база. Сегодня там не так уж много силовых ключей, особенно по адекватной стоимости и с адекватными объемами. Работа в этом направлении ведется, в том числе, и нами.

Какова география ваших клиентов? Будет ли в городах России повсеместно меняться городской пассажирский транспорт на электротранспорт? И в какой перспективе?

Наша география достаточно обширна, с каждым месяцем добавляются новые города, в которых запускается электротранспорт с батареями производства САЭ. Процесс замены пассажирского транспорта на электротягу неизбежен. Он завершится где-то позже, где-то раньше. Причина простая — технология становится все более оптимальной, более экономически эффективной. Я думаю, вопрос максимального перехода на электробусы будет решен в течение 5-10 лет.

Работаете ли вы на экспорт? Какие страны потенциально могут заинтересоваться вашими разработками?

В настоящий момент есть ограничения, связанные со сложностью экспорта из России. Но нами проводились переговоры о взаимодействии с зарубежными компаниями. Если рассматривать ближайшее будущее, можно говорить о работе с Беларусью. Нашими технологиями интересуются и другие страны СНГ, и мы работаем в этом направлении. Но первостепенная задача сейчас — создать адекватные технологии прежде всего для российского рынка.

О компании:

«Системы Автономной Энергии» — самый крупный разработчик и производитель аккумуляторов для электротранспорта в России, входит в группу компаний Итэлма. Продукция САЭ ориентируется на производителей общественного электротранспорта: электробусов, трамваев и троллейбусов, а также производителей электромобилей.

Решения САЭ применяет у себя группа Синара, ТрансМашХолдинг, КАМАЗ, ГАЗ и

многие другие производители транспорта.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс

#сделановроссии