Санкции подо льдом: как ограничения Запада повлияют на добычу ископаемых в Арктике
2022-08-05 11:30

Санкции подо льдом: как ограничения Запада повлияют на добычу ископаемых в Арктике

Совет ЕС в конце июня утвердил уже седьмой пакет санкций против России. Ограничения Европы вызывают вопрос – как они скажутся на освоении Арктики. Региона, где находится четверть отечественных запасов нефти и более 70% газа. Об этом редакция «Сделано в России» поговорила с Александром Стоцким, генеральным директором Проектного офиса развития Арктики.

- Александр Иванович, велика ли импортозависимость арктических технологий в 2022 году? Уменьшилась ли она?

- Российская Арктика существует в условиях санкций еще с 2014 года. Секторальные ограничения на поставку оборудования для добычи углеводородов привели к развитиюимпортозамещения. С 2014 года произошло значительное развитие национального рынка поставщиков и подрядчиков, что дает осязаемые результаты в плане технологического суверенитета. По данным Ассоциации подрядчиков арктических проектов, в 2014 году уровень импортозависимости в нефтегазовой отрасли составлял 60%, в 2020-м он снизился до 48%, а в сегодняшних условиях скорость импортозамещения растет значительно быстрее. Другие эксперты дают даже более оптимистичные оценки.

- Интересно, а сокращается ли зависимость нефтегазовой отрасли Арктики от импорта высокотехнологичного оборудования, например сейсморазведочного?

-На самом деле, Россия располагает уникальными технологиями для разработки месторождений в суровых условиях Арктики, геологоразведки, производства СПГ в высоких широтах, такими, как «Арктический каскад». На проектах «Приразломное», «Новый порт», «Ямал СПГ» используются уникальные компетенции, так что импортозависимость в нефтегазовом секторе достаточно мала. Что касается добычи неуглеводородного сырья, конечно, зависимость несколько больше, но она так же не является критической: многие инженерные решения для арктических предприятий - уникальные, разработанные ещё в советское время. Элементарный пример арктического ноу-хау - российский ледокольный флот и другие разработки компании Росатом, в частности, ПАТЭС «Академик Ломоносов».

- Какие трудности приходилосьи приходится преодолевать для замещения иностранного оборудования в арктической зоне?

- В первую очередь, это отсутствие аналогов самого оборудования отечественного производителя, а также возросшие расходы на транспортировку любых грузов. Однако, государство поддерживает импортозамещение: Минпромторг России оказывает содействие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инжиниринга и организации производства на машиностроительных предприятиях России, оборудования и комплектующих для арктических предприятий. В Красноярском крае, например, действует механизм поощрения обратного инжиниринга, заявки на который принимает региональное агентство технологического развития. Знаю, что ведущими предприятиями арктических регионов рассматривается также импорт оборудования и комплектующих из Белоруссии, Казахстана.

- Готовы ли российские производители поставлять высокотехнологичное оборудование в Арктику? Хватает ли отечественных ресурсов для обеспечения оборудованием арктической зоны?

- Какое-то оборудование поставляется уже достаточно давно. Могу отметить разработки Кольского научного центра РАН, работу научно-образовательных центров, которые действуют в САФУ (Архангельск), СВФУ (Якутск). Там разрабатываются новые материалы, пригодные к эксплуатации при экстремально низких температурах. На Архангельском ЦБК этой весной прошли испытания новой российской цифровизированной паровой турбины. Компания «Ф-МоторСпорт» занимается производством самоходных машин для доставки персонала и грузов грузоподъемностью до 2,5 т на арктических предприятиях."Трансмашхолдинг" поставляет дизельные электрические двигатели для ледоколов. Таких примеров много. Однако в новой санкционной реальности всего этого, безусловно, недостаточно. Необходима всесторонняя поддержка научно-технических разработок со стороны государства, начиная с поддержки образования по инженерным специальностям и заканчивая налоговыми преференциями для производителей востребованного в Арктике оборудования и госзаказом.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Автор: Ольга Парамонова

Сделано в России // Made in Russia

#сделановроссии