Аннотация
Статья представляет собой обзор и практическое руководство по стратегическому планированию для предпринимателей и малых бизнесов. В ней рассматриваются основные концепции и инструменты стратегического планирования, а также предлагаются практические рекомендации для их применения. Информация, представленная в статье, является полезным руководством для предпринимателей, желающих определить путь к росту своего бизнеса через стратегическое планирование. Она поможет предпринимателям лучше понять процесс стратегического планирования и применить соответствующие инструменты и методы для достижения конкурентных преимуществ и устойчивого развития своего предприятия.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, рост, методы формулирования стратегии, предпринимательство.
Стратегическое планирование — это процесс определения направления деятельности организации и принятия решений о распределении ее ресурсов для достижения целей на выбранном направлении. Оно включает в себя создание долгосрочного плана, в котором излагаются видение, миссия, ценности и цели организации, а также стратегии и тактики, которые будут использоваться для их достижения. Стратегическое планирование заставляет компанию пересмотреть свои цели и критически сравнить их с имеющимися ресурсами. По мере того, как руководство компании оценивает обстоятельства своего бизнеса и своих клиентов, стратегический план развивается в соответствии с целями и возможностями. Этот процесс побуждает лиц, принимающих решения, практиковать стратегическое мышление. Это ограничивает избыточные расходы, особенно когда руководители высшего звена готовы отказаться от любимых проектов в пользу операций с более широким спектром применения и повышенным финансовым потенциалом.
Стратегическое планирование важно, потому что оно направляет ресурсы на эффективное достижение общих бизнес-целей. Без стратегического планирования, компания скорее всего, потратит ресурсы впустую, примет противоречивые решения или не сможет развить свой бизнес до максимального потенциала.
Большинство компаний находят полезным пересматривать свой стратегический план каждые три года. Это дает достаточно времени, чтобы оценить успех предыдущих планов, подумать о достижении своих стратегических целей, рассмотреть события за пределами организации и начать формулировать новые цели, которые станут следующей версией планов.
Во время запуска бизнеса руководству приходится сталкиваться с большим количеством срочных и важных задач. Бизнес в этот момент сосредоточен на том, чтобы существовать сегодня, а не планировать на завтра. Большинство предпринимателей помнят те напряженные первые дни открытия своего бизнеса и могут понять, почему такие формальности, как стратегические планы, могут отойти на второй план. Быстрые решения и большие инвестиции могут быть привлекательными, но, если они не преобразуются в полностью устойчивые и функциональные бизнес-модели, они не принесут ожидаемых результатов и могут привести к разочарованию. Документирование стратегий роста бизнеса является обязательным шагом для всех компаний, прежде чем они предпримут дальнейшие действия для развития своего бизнеса. Конечно, предпринимателю нужно изучить свой рынок, и подготовка документации займет некоторое время, но первоначальные инвестиции окупятся в долгосрочной перспективе. Разработка хорошей стратегии роста не является универсальным процессом. Было бы неверно принимать стратегические решения, основываясь на успехах других компаний. Конечно, можно учиться на опыте других организаций, но важно разработать уникальный план на основе данных своего предприятия. Нужно адаптировать свою стратегию к конкретной ситуации и клиентам.
Ниже приведены рекомендации по шагам, которые необходимо предпринять при прохождении процесса стратегического планирования, а также вопросы, на которые предлагается ответить на каждом конкретном этапе. Использование данных рекомендаций поможет бизнесу определить свои пути к росту.
Шаг первый: анализ бизнес-среды. Необходимо ответить на следующие вопросы:
Шаг второй: определите свое стратегическое направление.
Шаг третий: постановка и разработка стратегических целей и стратегических задач.
Шаг четвертый: переход к целям на уровне отдела.
Шаг пятый: управление и анализ производительности.
Шаг шестой: просмотрите и разработайте свой стратегический план.
Проанализировав каждую из этих областей в своем бизнесе, можно создать всеобъемлющий и эффективный стратегический план.
Стратегический рост бизнеса должен лежать в основе любого успешного бизнес-плана. Все большее число компаний используют стратегическое планирование для формулирования и реализации эффективных решений. Используя стратегическое планирование, компания берет ситуацию под контроль. Он функционирует как план, определяющий курс, который должна пройти компания, и помогающий руководителям предвидеть потенциальные препятствия. Без этой основы и видения предприятия повышается вероятность принятия неэффективных решений, которые могут повлечь за собой деструктивные изменения бизнес-процессов и потерю конкурентного преимущества компаниями. Сосредоточив внимание на стратегиях проникновения на рынок, диверсификации и развития, предприятия могут гарантировать, что они останутся конкурентоспособными и продолжат расти с течением времени.
1. Fredrick Douglass "Strategic Planning for Entrepreneurs: A Step-by-Step Guide to Success", 2018
2. Brian Tracy "The Growth Strategy Blueprint: A Step-by-Step Guide to Building a Strategic Plan for Growth", 2019
3. Amanda Brown "Strategic Planning for Small Business: A Comprehensive Guide to Help Your Business Grow and Thrive", 2021
4. A.G. Lafley and Roger L. Martin "Playing to Win: How Strategy Really Works", 2013
Автор: Константин Малорошвило
Эксперт в области менеджмента, строительства и недвижимости
Основатель сети магазинов «iGorod»,
сооснователь агентства недвижимости «Перспектива 24»
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс
#сделановроссии