Олег Забавин: «Репутация — один из краеугольных камней моего бизнеса»
2023-01-31 03:30

Олег Забавин: «Репутация — один из краеугольных камней моего бизнеса»

Вопрос выживания и развития бизнеса в кризис волнует сегодня очень многих. О том, как строить свое дело, развиваться и переживать любые кризисы, редакции «Сделано в России» рассказал известный российский бизнесмен, эксперт по уникальным рыночным нишам, лауреат премии Profi Performance-2021 в номинации «Лучший предприниматель» Олег Забавин.

Вы работаете в особенной нише, нельзя сказать, что вы продаете продукцию массового спроса. Что в ней сейчас происходит? Как меняется спрос? Какие действия приходится совершать вам?

Да, мы работаем в такой специфической нише, где говорить об импортозамещении просто не приходится. Специи и многие ингредиенты для пищевой и косметической промышленности просто не производятся в России, наш климат для них очень суровый. Однако, тот многолетний опыт, наработанный круг партнеров и поставщиков позволяет мне в полном объеме закрывать текущие потребности своих клиентов и даже работать на перспективу, знакомя их с новыми продуктами, на основе которых можно разрабатывать собственную рецептуру.

За последний год мы не сорвали ни одной поставки, не подвели никого из заказчиков. Хотя, признаться, в моей практике такого вообще не бывало. Мы всегда привозили продукцию в нужном объеме и точно в срок, репутация — один из краеугольных камней моего бизнеса. Но стоит отметить, что и заказчики проявляют активность, планируют поставки на перспективу, позволяя нам сформировать график поставок на несколько месяцев вперед.

Спрос, конечно, меняется, но это естественный процесс, так как меняются вкусовые предпочтения, в кондитерском производстве тоже есть своя мода и сезонные хиты.

Я остаюсь верен своему кредо: постоянно ищу что-то новое, пробую и, находя действительно стоящий продукт, делюсь им со всеми окружающими.

Пожалуй, кризис накладывает на меня большую ответственность, я понимаю, что от моих действий, от того, насколько я буду убедителен, привлекая новых поставщиков, рассказывая о новых ингредиентах, от моего профессионализма при формировании ассортиментной линейки, зависит благополучие моих клиентов — производств, которые работают на моем сырье, ресторанов, которые используют аутентичные ингредиенты национальных кухонь всего мира.

Сегодня многие бизнесмены находятся перед дилеммой: сделать выбор в пользу перепродажи или развивать собственное производство. Что говорит ваш опыт? В каких случаях стоит вкладываться в развитие производства, а когда достаточно быть грамотным посредником?

Мой опыт показывает, что иногда грамотно организованные поставки, обеспечение доступа к высококлассному сырью всем участникам рынка дают для развития конкретной отрасли гораздо больше, чем запуск собственного производства. Не стоит забывать, что пищевая и парфюмерная промышленность зависит от качества компонентов ничуть не меньше, чем, например, фармацевтика.

Поэтому не стоит недооценивать тех специалистов, кто взял на себя поиск лучших поставщиков, например, корня галангалы, мадагаскарской стручковой фасоли или перца кубеба, самого ароматного из всех, существующих сегодня видов перца, который, кстати, был очень широко распространен в России в XVI-XVII веках.

Но мне, конечно, очень интересно и создавать свою продукцию, выпуская под собственными торговыми марками авторские смесовые приправы или запустить бренд масляной парфюмерии Saudi Royal Factory, под которым создаются уникальные ароматы, состоящие исключительно из натуральных ингредиентов. Наша продукция — это синтез богатейших культурных традиций Востока и таланта мастеров-парфюмеров, которые творчески осмысляют многовековое наследие прошлого.

Когда я начинал, в мою идею мало кто верил, но сейчас уже можно смело сказать, что мне удалось создать в России целую нишу уникальных натуральных парфюмов. Если до Saudi Royal Factory на российском рынке полностью доминировали синтетические духи, то с появлением бренда ситуация начала меняться. Оказалось, что есть множество людей, которые хотят носить натуральный парфюм, испытывать на себе эффект натуральных масел с особенными изысканными ароматами, которые невозможно воспроизвести в масс-маркете. Мы создаем свою парфюмерию для тех, кто хочет выделяться благодаря яркому акценту, который всегда дает благородный природный аромат.

На данный момент годовой оборот бренда — порядка 30 миллионов рублей, но это не просто цифры, это еще и та энергия, те новые продукция и услуги, которые появились благодаря сотрудничеству с нами у производителей парфюмерии и косметики, спа-салонов, студий йоги.

Для российской экономики кризисы давно перестали быть чем-то удивительным. Если вспомнить пандемийный кризис, то насколько он отличается от того, что разворачивается сейчас? Какие ваши управленческие решения помогают компании переживать турбулентность и развиваться несмотря на все внешние обстоятельства? Приходится ли вам предпринимать какие-то нестандартные действия, чтобы развиваться в кризис?

Я с большим уважением отношусь к тем предпринимателям, кто вкладывает в производство, несет большие расходы, связанные с приобретением дорогостоящего оборудования или научно-исследовательскими разработками, однако, сам не делал капитальных вложений в бизнес, на самом старте, в 2011 году, у меня просто не было такой возможности. Моя сила как бизнесмена — умение видеть безграничные возможности там, где другие вообще не видят перспектив. Поэтому я всегда сосредотачивался на том, что мне интересно, а все непрофильные операции передавал профессионалам. Именно поэтому мои компании гораздо легче переживали любые кризисы, ведь не было необходимости содержать складские помещения или большой штат административно-управленческого персонала. К пандемийному кризису мы подошли, прекрасно освоив электронную коммерцию и удаленную работу, ведь как иначе, если мои поставщики и клиенты работают в 18-ти часовых поясах! Текущий кризис я воспринял как новый вызов. Все мои поставщики в полном объеме выполняют свои обязательства, а задачи, связанные с транспортировкой сырья, мне удается решать. Что же касается клиентов, то они в еще большей степени заинтересованы в работе со мной, ведь я едва ли не единственный, кто готов поставлять действительно уникальную для российского рынка продукцию очень небольшими партиями, отгружая ровно столько, сколько необходимо и точно в срок. Я понимаю, насколько важны регулярные поставки ингредиентов для пищевых и кондитерских производств, сферы общепита.

Пожалуй, самые нестандартные действия, которые приходится предпринимать в кризис — это как раз развиваться. Идти вперед, мечтать, открывать новые возможности. Я советую многим предпринимателям изменить взгляд на свою жизнь и свой бизнес, и тогда развитие не заставит себя ждать!

Все-таки, ингредиенты для пищевой и парфюмерной промышленности — это достаточно сложная шина. Не было ли желания все бросить или найти нишу попроще?

Нет, никогда. Я уверен, что я на своем месте. Пожалуй, единственное, что меня расстраивает — это постоянные мысли о том, что успеваю недостаточно много, что вокруг еще столько возможностей. Хотя, конечно, именно эти мысли и заставляют меня постоянно двигаться вперед! Я стараюсь больше путешествовать, пробовать, знакомиться с людьми.

Я открыл большому российскому рынку не только продукцию фермерских хозяйств из Северной и Южной Америки, стран Азии, но и соединил с потребителями продукцию российских фермеров. Ведь какова главная задача фермера? В первую очередь, это умение наладить качественное производство, поэтому вполне естественно, что все силы идут именно на это. А налаживать сбыт должны профессионалы, я, например. Среди моих поставщиков — фермерские хозяйства из Подмосковья, Краснодарского края, Ленинградской области, Рязанской области и многих других регионов России.

У нас принято жаловаться и просить государственной поддержки, но я уверен, что при правильном позиционировании, при точечной работе с потребителями можно производить действительно качественную продукцию в небольших объемах и получать за нее гораздо больше, чем при массовом производстве. Главное, правильно относиться к себе и тому, что ты делаешь.

Как бизнесмен, как руководитель вы ежедневно вынуждены принимать решения. Оглядываясь назад, можете вспомнить, какие собственные решения вы оцениваете как рискованные? Какие из них дали желаемый результат?

Пожалуй, одним из самых рискованных решений было взяться за продвижение в России продукции на основе кленового сиропа. Когда мы впервые привезли на российский рынок канадский кленовый сироп, с этим продуктом еще никто не был знаком. Было много скептиков, кто не верил в успех, не верил, что кленовый сироп займет свое место на столах россиян. Но мне удалось привить жителям России новые пищевые привычки, инициировать создание российскими производителями новых видов пищевой продукции, содержащей кленовый сироп. Кленовый сироп прочно занял свое место среди ингредиентов для HoReCa. Причем все это было сделано не за счет многомиллионных рекламных бюджетов, а посредством просветительской работы, точечного взаимодействия с лидерами мнений, за счет ярких креативных акций, одна из которых, это, безусловно, «полет» кленового сиропа вместе со знаменитым канадским астронавтом Крисом Хэдфилдом в декабре 2012 года на МКС, где более 140 дней сироп Turkey Hill поддерживал и заряжал своей энергией экипаж космической станции.

Мне удалось не только в первые два года увеличить оборот кленового сиропа в России на 1250 %, но и стать эксклюзивным представителем компании знаменитой канадской компании Turkey Hill в России и СНГ.

Сегодня многие предприниматели обращают внимание на рынок СНГ. Вы имеете большой опыт работы в сопредельных государствах. На ваш взгляд, в чем принципиальные различия в работе в России и странах СНГ?

Выходя на любой рынок, хоть отечественный, хоть рынок сопредельных государств, необходимо анализировать ситуацию, учитывать культурные особенности. Так как я работаю с пищевыми ингредиентами, то всегда изучаю рацион, пищевые привычки, культурные традиции, связанные с приготовлением и употреблением пищи. Важно не только кто и что ест, но и то, кто, как и когда покупает. Если в России мы уже достаточно давно перешли к магазинной торговле, то для многих стран СНГ в силу менталитета и культурных традиций более актуальна торговля на базарах и многочисленных рынках, поэтому, чтобы дойти до своего потребителя, вы должны научиться поставлять товар именно туда. Значительно отличаются и каналы рекламно-информационного продвижения, но все это можно учесть, главное, поставить себе такую задачу.

Есть ли планы выйти на европейский рынок? Какой уникальный продукт вы готовы предложить европейским потребителям?

Конечно, продукция российских фермеров, а это и курильский чай, все виды сушеных овощей, ягоды и травы, вызывает большой интерес в Европе. Кроме того, те ингредиенты, которые так нужны для российских пищевых и парфюмерно-косметических производств, требуются и предпринимателям из Германии, Польши, Чехии, поэтому мы начинаем работать и для европейских клиентов. Это пока сложно назвать экспансией европейского рынка, но ведь и в историю с кленовым сиропом мало кто верил! У меня уже есть интересные проекты и в США. Причем я не только взаимодействую с американскими фермерами, для которых тоже очень остро стоит вопрос сбыта, но и занимаюсь поставками ингредиентов из России и стран Азии.

Как бизнесмен со стажем, какие советы вы можете дать начинающим предпринимателям?

Я не скажу ничего оригинального: надо верить в себя, в свои силы, заниматься тем, что действительно любишь, не бросать начатое на полпути, ну и обязательно анализировать рынок.


Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Сделано в России // Made in Russia

#сделановроссии