Вопрос выживания и развития бизнеса в кризис волнует сегодня очень многих. О том, как строить свое дело, развиваться и переживать любые кризисы, редакции «Сделано в России» рассказал известный российский бизнесмен, эксперт по уникальным рыночным нишам, лауреат премии Profi Performance-2021 в номинации «Лучший предприниматель» Олег Забавин.
Вы работаете в особенной нише, нельзя сказать, что вы продаете продукцию массового спроса. Что в ней сейчас происходит? Как меняется спрос? Какие действия приходится совершать вам?
Да, мы работаем в такой специфической нише, где говорить об импортозамещении просто не приходится. Специи и многие ингредиенты для пищевой и косметической промышленности просто не производятся в России,
За последний год мы не сорвали ни одной поставки, не подвели никого из заказчиков. Хотя, признаться, в моей практике такого вообще не бывало. Мы всегда привозили продукцию в нужном объеме и точно в срок, репутация — один из краеугольных камней моего бизнеса. Но стоит отметить, что и заказчики проявляют активность, планируют поставки на перспективу, позволяя нам сформировать график поставок на несколько месяцев вперед.
Спрос, конечно, меняется, но это естественный процесс, так как меняются вкусовые предпочтения, в кондитерском производстве тоже есть своя мода и сезонные хиты.
Я остаюсь верен своему кредо: постоянно ищу что-то новое, пробую и, находя действительно стоящий продукт, делюсь им со всеми окружающими.
Пожалуй, кризис накладывает на меня большую ответственность, я понимаю, что от моих действий, от того, насколько я буду убедителен, привлекая новых поставщиков, рассказывая о новых ингредиентах, от моего профессионализма при формировании ассортиментной линейки, зависит благополучие моих клиентов — производств, которые работают на моем сырье, ресторанов, которые используют аутентичные ингредиенты национальных кухонь всего мира.
Сегодня многие бизнесмены находятся перед дилеммой: сделать выбор в пользу перепродажи или развивать собственное производство. Что говорит ваш опыт? В каких случаях стоит вкладываться в развитие производства, а когда достаточно быть грамотным посредником?
Мой опыт показывает, что иногда грамотно организованные поставки, обеспечение доступа к высококлассному сырью всем участникам рынка дают для развития конкретной отрасли гораздо больше, чем запуск собственного производства. Не стоит забывать, что пищевая и парфюмерная промышленность зависит от качества компонентов ничуть не меньше, чем, например, фармацевтика.
Поэтому не стоит недооценивать тех специалистов, кто взял на себя поиск лучших поставщиков, например, корня галангалы, мадагаскарской стручковой
Но мне, конечно, очень интересно и создавать свою продукцию, выпуская под собственными торговыми марками авторские смесовые приправы или запустить бренд масляной парфюмерии Saudi Royal Factory, под которым создаются уникальные ароматы, состоящие исключительно из натуральных ингредиентов. Наша продукция — это синтез богатейших культурных традиций Востока и таланта мастеров-парфюмеров, которые творчески осмысляют многовековое наследие прошлого.
Когда я начинал, в мою идею мало кто верил, но сейчас уже можно смело сказать, что мне удалось создать в России целую нишу уникальных натуральных парфюмов. Если до Saudi Royal Factory на российском рынке полностью доминировали синтетические духи, то с появлением бренда ситуация начала меняться. Оказалось, что есть множество людей, которые хотят носить натуральный парфюм, испытывать на себе эффект натуральных масел с особенными изысканными ароматами, которые невозможно воспроизвести в масс-маркете. Мы создаем свою парфюмерию для тех, кто хочет выделяться благодаря яркому акценту, который всегда дает благородный природный аромат.
На данный момент годовой оборот бренда — порядка 30 миллионов рублей, но это не просто цифры, это еще и та энергия, те новые продукция и услуги, которые появились благодаря сотрудничеству с нами у производителей парфюмерии и косметики, спа-салонов, студий йоги.
Для российской экономики кризисы давно перестали быть чем-то удивительным.
Я с большим уважением отношусь к тем предпринимателям, кто вкладывает в производство, несет большие расходы, связанные с приобретением дорогостоящего оборудования или
Пожалуй, самые нестандартные действия, которые приходится предпринимать в кризис — это как раз развиваться. Идти вперед, мечтать, открывать новые возможности. Я советую многим предпринимателям изменить взгляд на свою жизнь и свой бизнес, и тогда развитие не заставит себя ждать!
Все-таки, ингредиенты для пищевой и парфюмерной промышленности — это достаточно сложная шина. Не было ли желания все бросить или найти нишу попроще?
Нет, никогда. Я уверен, что я на своем месте. Пожалуй, единственное, что меня расстраивает — это постоянные мысли о том, что успеваю недостаточно много, что вокруг еще столько возможностей. Хотя, конечно, именно эти мысли и заставляют меня постоянно двигаться вперед! Я стараюсь больше путешествовать, пробовать, знакомиться с людьми.
Я открыл большому российскому рынку не только продукцию фермерских хозяйств из Северной и Южной Америки, стран Азии, но и соединил с потребителями продукцию российских фермеров. Ведь какова главная задача фермера? В первую очередь, это умение наладить качественное производство, поэтому вполне естественно, что все силы идут именно на это. А налаживать сбыт должны профессионалы, я, например. Среди моих поставщиков — фермерские хозяйства из Подмосковья, Краснодарского края, Ленинградской области, Рязанской области и многих других регионов России.
У нас принято жаловаться и просить государственной поддержки, но я уверен, что при правильном позиционировании, при точечной работе с потребителями можно производить действительно качественную продукцию в небольших объемах и получать за нее гораздо больше, чем при массовом производстве. Главное, правильно относиться к себе и тому, что ты делаешь.
Как бизнесмен, как руководитель вы ежедневно вынуждены принимать решения. Оглядываясь назад, можете вспомнить, какие собственные решения вы оцениваете как
Пожалуй, одним из самых рискованных решений было взяться за продвижение в России продукции на основе кленового сиропа. Когда мы впервые привезли на российский рынок канадский кленовый сироп, с этим продуктом еще никто не был знаком. Было много скептиков, кто не верил в успех, не верил, что кленовый сироп займет свое место на столах россиян. Но мне удалось привить жителям России новые пищевые привычки, инициировать создание российскими производителями новых видов пищевой продукции, содержащей кленовый сироп. Кленовый сироп прочно занял свое место среди ингредиентов для
Мне удалось не только в первые два года увеличить оборот кленового сиропа в России на 1250 %, но и стать эксклюзивным представителем компании знаменитой канадской компании Turkey Hill в России и СНГ.
Сегодня многие предприниматели обращают внимание на рынок СНГ. Вы имеете большой опыт работы в сопредельных государствах. На ваш взгляд, в чем принципиальные различия в работе в России и странах СНГ?
Выходя на любой рынок, хоть отечественный, хоть рынок сопредельных государств, необходимо анализировать ситуацию, учитывать культурные особенности. Так как я работаю с пищевыми ингредиентами, то всегда изучаю рацион, пищевые привычки, культурные традиции, связанные с приготовлением и употреблением пищи. Важно не только кто и что ест, но и то, кто, как и когда покупает. Если в России мы уже достаточно давно перешли к магазинной торговле, то для многих стран СНГ в силу менталитета и культурных традиций более актуальна торговля на базарах и многочисленных рынках, поэтому, чтобы дойти до своего потребителя, вы должны научиться поставлять товар именно туда. Значительно отличаются и каналы рекламно-информационного продвижения, но все это можно учесть, главное, поставить себе такую задачу.
Есть ли планы выйти на европейский рынок? Какой уникальный продукт вы готовы предложить европейским потребителям?
Конечно, продукция российских фермеров,
Как бизнесмен со стажем, какие советы вы можете дать начинающим предпринимателям?
Я не скажу ничего оригинального: надо верить в себя, в свои силы, заниматься тем, что действительно любишь, не бросать начатое на полпути, ну и обязательно анализировать рынок.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Сделано в России // Made in Russia
#сделановроссии