«Мощностей хватит»: зампред калининградского «Автотора» - о работе концерна вопреки санкциям ЕС
2022-12-30 04:43

«Мощностей хватит»: зампред калининградского «Автотора» - о работе концерна вопреки санкциям ЕС

Европейские санкции ощутимо ударили по российскойавтомобильной отрасли. Однако продавцам и производителям удалось успешно переформатировать работу и автосалонов, и заводов страны. Как преодолел трудности калининградский «Автотор», рассказал в эксклюзивном интервью «Сделано в России» заместитель председателя совета директоров холдинга Александр Сорокин. Планы у предприятия грандиозные: выпуск молодёжных электрокаров, сотрудничество с новыми партнёрами из дружественных стран и привлечение инвестиций.

- Вы анонсировали выпуск первой партии электромобилей в 2023 году. Подтверждаете ли эти планы? Сколько машин будет в этой партии?

- Мы подтверждаем эти планы. Информацию по объемам производства обязательно представим. Но позже.

- Уже можете раскрыть технические характеристики электрокаров? (мощность, на сколько километров хватит заряда). Недавно в Интернете появились некие эскизы компактного электрокара, в СМИ прошла информация, что это именно та машина, над которой сейчас работает Автотор. Это так?

- Наша задача сегодня сделать современный, привлекательный и в то же время доступный электромобиль, который будет отвечать основным запросам потребителя. В линейке нашей продукции будет в том числе компактный электромобиль . И в работе над стилем этой модели мы стараемся в первую очередь учесть пожелания молодежи как основной группы потенциальных потребителей. По ряду позиций в оформлении проводим фокус-группы, в том числе узнаем мнение наших молодых сотрудников. Здесь учитываются особенности их стиля жизни, бытовых ситуаций использования и много других факторов. Как правило у молодых людей достаток еще ограниченный, поэтому для них одним из важнейших является вопрос стоимости такого продукта. Для этой группы потребителей мы планируем выпускать электромобиль малого класса, компактный с минимальным пробегом от 250 км. в зависимости от комплектации батареи. Кузов строится по каркасно-панельной технологии. Она в числе наиболее дешевых. Из доступных материалов. Все делается для того, чтобы автомобиль выглядел достойно, но в то же время не требовал дорогих технологий. Это сложная задача. Но мы ее обязательно решим. Поскольку кузов каркасно-панельный, это позволяет менять навесные панели и соответственно существенно менять внешний вид автомобиля, также как и детали интерьера.

Работа с реальными отзывами помогает выбрать правильное направление и лучше понять то, что нужно молодым покупателям, какие характеристики в экстерьере и интерьере, какие опции для них как будущих потребителей этой продукции в приоритете.

Мы также предложили молодым сотрудникам (до 35 лет) завода представить свои идеи по поводу названия будущего автомобиля для молодежи.

Подробно характеристики электромобиля пока раскрывать не готовы. О сроках официальной презентации сообщим позже.

- Какие инвестиции понадобятся для запуска производства электрокаров?

- Инвестиционный проект по производству электромобилей и автокомпонентов является частью обязательств АВТОТОР в рамках действующего десятилетнего Специнвестконтракта с Минпромторгом РФ и Правительством Калининградской области. Совокупный объем инвестиций по СПИК составляет 32 млрд. рублей.

- Производство электрокаров будет полностью российское, или предполагается сотрудничество с иностранными партнерами? Если второе, то какой уровень локализации предполагается?

- Большинство автокомпонентов мы будем производить на своих заводах. И в первую очередь это критически важные компоненты. Планируем производить электродвигатели, системы управления, сиденья, кузова. Литий-ионные батареи мы будем производить совместно с мегазаводом Росатом, который создается сейчас в Калининградской области. Помимолитий-ионных ячеек, систем накопления энергии, предприятия Росатом будут поставлять еще и высоковольтную проводку, разъемы, коннекторы – то, без чего невозможно обойтись при выпуске электромобилей.

Планируется также выпускать системы управления – их в электромобиле достаточное количество - это управление процессами в самом аккумуляторе, управление двигателем - силовой установкой, управление процессом зарядки и все остальные системы, которые существуют в автомобиле.

На сегодняшний день у нас уже налажено производство бамперов, сидений, системы выпуска для классических автомобилей - и эти технологии будут углубляться.

- Автотор планирует открыть всего 8 заводов в Калининградской области по производству автокомпонентов. Эти предприятия будут работать на нужды самого Автотора, или производить детали и для других российских автопроизводителей?

- Мы обсуждаем возможности взаимовыгодной кооперации с российскими производителями из других регионов России.

- Недавно стало известно, что Автотор планирует в ближайшее время запустить производство автомобилей с новыми партнерами. Это азиатские компании?

- Это известные на мировом рынке компании. Их имена мы объявим в начале 2023 года.

- Как примут новые бренды на российском рынке, каков ваш прогноз?

- Это марки, которые еще не были представлены на российском рынке. Безусловно, мы изучали рынок при планировании проекта. Но от прогнозов пока воздержимся. Как уже было сказано ранее, мы рассчитываем выпустить 50-70 тысяч автомобилей в 2023 году. Если рынок возьмет больше, мы сможем это обеспечить. Мощностей для этого хватит.

- Как сегодня решаются проблемы с логистикой комплектующих. Для Калининграда этот вопрос стоит особенно остро, как я понимаю?

- Что касается производства с новыми партнерами, которое мы планируем запустить в ближайшее время, оно требует создания новых логистических цепочек, и такую работу мы провели.

Если говорить о будущем производстве электромобилей, то, как я уже сказал, мы сами намерены производить автокомпоненты и максимально использовать в своем производстве автокомпоненты, которые уже есть у нас в стране. Ускоренное импортозамещение сейчас не просто актуально. Оно является необходимостью. И это именно то, чем мы сейчас и занимаемся.

- Завод Автотор, как сообщалось ранее, сегодня пока стоит. До этого предприятие несколько месяцев испытывало проблемы с загрузкой и соответственно с обеспечением занятости персонала. Много ли сотрудников за это время ушло? Не будет ли сейчас при запуске новых проектов нехватки кадров?

- Нехватки кадров, если говорить о рабочем персонале, на данном этапе нет. В условиях существенной недозагрузки производства на протяжении нескольких месяцев, мы разработали и реализовали целый комплекс мер для сохранения коллектива, квалифицированных специалистов рабочих специальностей, технологов, инженеров и т.д. И эти меры оказались достаточно эффективными. Квалифицированный персонал на предприятии удалось сохранить.

На данном этапе есть необходимость в привлечении узких специалистов из новых для нас сфер деятельности. Это связано в первую очередь с нашими проектами по производству автокомпонентов. В процессе работы по подготовке новых проектов бывают случаи, когда нужно срочно найти специалиста, тогда обращаемся к тем специалистам, кто нам хорошо известен. Привлекаем по трудовым соглашениям или на контрактную работу. Конечно, нужно готовить своих. И мы это делаем. Мы договорились и с БФУ им. И.Канта и с Московским Политехом о подготовке, переподготовке и обучению тех сотрудников, кто хочет повысить квалификацию.

Подписали соответствующие соглашения с этими вузами. Эта система отлажена.

Дополнительных компетенций потребует работа с высоковольтными системами, которые появляются в электромобиле. И этому будем людей обучать. А вот дефицит инженерных кадров – это постоянная тема. Кадры надо постоянно обновлять, повышать квалификацию имеющихся.

- Каковы перспективы развития электротранспорта в стране и, в частности, в Калининградской области, где работает Автотор?

- Электромобили – это перспективное направление, которое будет все больше и больше расширяться, и захватывать новые сегменты рынка.

Отечественные разработки в области создания аккумуляторных батарей, систем накопления энергии и других компонентов - это большой шаг вперед. Для запуска массового производства электромобилей нужно достичь необходимого уровня технологической независимости по ряду критически важных компонентов. И мы идем к этому.

Если говорить о развитии рынка электромобилей, то востребованы электромобили будут ровно настолько, насколько привлекательной будет цена этой продукции и наличие развитой сети зарядных станций. Объем продаж определяет цена, поскольку более 30% стоимости электромобиля – это стоимость батареи, все остальное стоит как у обычного автомобиля. За счет батареи он дороже классического автомобиля. Частично эта разница покрывается экономией расходов на содержание электромобиля. Но окупается это примерно через 3 года при достаточно активной эксплуатации.

Целевая аудитория для различных электромобилей разная.

Если говорить про небольшие, компактные электромобили для городских условий, то в качестве целевой аудитории в первую очередь нужно рассматривать корпоративных клиентов – сетевые городские службы, у которых определенный активный радиус действия, для которых пробег не критичен, но критична стоимость эксплуатации. И здесь есть очевидное преимущество использования электромобилей.

Это различные ремонтные службы, поликлиники, службы доставки и т.д. Для них принципиальна не столько изначальная цена, сколько стоимость эксплуатации.

Потенциальный рынок, если брать эту целевую аудиторию, только для двух крупных городов Москва и Санкт-Петербург составляет порядка 20 тысяч электромобилей. Если расширить географию и учесть потенциал городов в южных регионах, цифра ощутимо увеличится.

Если же говорить про электромобиль соразмерный массовому классическому, то у него в первую очередь должен быть большой пробег, в этом случае аудитория потенциальных потребителей значительно расширяется.

Калининградская область в плане развития электротранспорта – очень перспективный регион. Он стал одним из пилотных в утвержденной федеральным правительством Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Причин несколько. Наличие развитого современного автомобильного производства - один из больших плюсов. В регионе началось строительство первой в России гигафабрики систем накопления энергии. Это имеет принципиальное значение для ускоренного внедрения электромобилей. Кроме того, здесь развитая сеть автодорог хорошего качества, неплохие перспективы развития зарядной инфраструктуры. Сейчас на территории региона действуют уже 9 зарядных станций, которые построила компания «Россети», и до конца 2022 года планируется открытие еще 2. Частный бизнес проявляет интерес к этой сфере. В Калининграде уже есть несколько частных зарядных станций, которые установила компания «Voltfuel». Небольшая территория области с максимальной протяженностью 205 километров тоже является преимуществом, если учитывать ограничения пробега электромобиля. И, конечно, экологические нормы, принимаемые в Европе, запреты на перемещения по территории граничащих с областью государств на транспортных средствах, не соответствующих этим требованиям и стандартам, подталкивают к ускоренному переходу Калининградской области на электротранспорт.

- Недавно помимо планов по запуску производства электромобилей вы объявляли об участии еще в одном проекте – по так называемой «ремоторизации» автомобильного парка Калининградской области. Расскажите поподробнее, в чем суть этого проекта, когда его планируется реализовать и какова в этом роль непосредственно Автотора?

- Работа по вопросу развития электротраспорта в Калининградской области ведется комплексно. И включает в себя не только создание производства электромобилей и автокомпонентов. Есть и другие перспективные направления. И одно из них – это ремоторизация существующего автомобильного парка. Программа предусматривает замену двигателя внутреннего сгорания на электрическую установку на автомобилях уже находящихся в эксплуатации. Сегодня в регионе 477 тыс. автомобилей. Не все из них можно будет подвергнуть серьезной реконструкции по причине технического состояния, но многие автомашины мы можем сделать более экологичными и продлить им жизнь путем ремоторизации, переводя на электропривод или газовое топливо. Для этого мы создаем специальное производство, чтобы такие комплекты выпускать. Технология предполагает не только замену самого двигателя, но и реновацию систем управления. Все мощности - сварочные, покрасочные, сборочные, ремонтные и др. на предприятии для этого есть. Сейчас идет разработка технических решений.

По поручению губернатора Калининградской области Антона Алиханова в рамках экологического совета при региональном правительстве была создана Рабочая группа по вопросам развития электротранспорта, зарядной инфраструктуры и ремоторизации при правительстве Калининградской области. И мы вошли в состав этой рабочей группы.

Помимо нас в ней принимают участие представители профильных министерств, компании "Россети Янтарь", госкорпорации "Росатом" и муниципальных образований. Такой формат позволит скоординировать действия органов власти и бизнеса в вопросах ускоренного перехода на электротранспорт.

Будем предлагать конкретные решения в области стимулирования спроса на электромобили, изменения некоторых норм законодательства, уточнения технических требований, оценивать целесообразность введения различных льгот, субсидий и преимуществ для владельцев электромобилей и т.д.

Возвращаясь к идее ремоторизации, подчеркну, что предлагаемые решения позволяют не только сделать транспортное средство более экологичным, но и сэкономить на эксплуатации. В ДВС более 5000 деталей, работу которых необходимо постоянно поддерживать и с годами тратить на них все больше денег. В электродвигателе основных компонентов - порядка 40. Выгода с точки зрения затрат очевидна. Запчасти и топливо будут со временем только дорожать, обслуживание бензиновых и дизельных автомобилей, соответственно, тоже будет обходиться все дороже. Замена двигателя на новый- альтернативный позволяет решить эту проблему.

- Каким Вы видите будущее Автотора и отрасли в целом в ближайший год -два? Насколько глобальными будут те изменения, которые происходят сейчас?

- Изменения, которые происходят сейчас в нашей отрасли, существенны. В развитии всего мирового автопрома прослеживаются тенденции перехода на использование альтернативных видов энергии и применение новых материалов и, как следствие, абсолютно новых технологий.

Евросоюз планирует в 2035 году перейти на автомобили с нулевым уровнем вредных выбросов. С этого времени предполагается допускать на европейский рынок исключительно транспортные средства с нулевым уровнем вредных выбросов.

В ожидании дальнейшего ужесточения экологических требований было бы неразумным вкладываться в организацию производства заведомо неперспективных технических решений.

Использование альтернативных видов энергии, применение новых материалов и технологий радикально меняет и концепцию организации автомобильного производства. А упрощение конструкции автомобиля, переход на новые материалы, технологии и электропривод помогает минимизировать издержки при производстве.

Если говорить о перспективах АВТОТОР, сегодня мы ускоренно наращиваем уровень технологического развития, осваиваем новые ниши.

Все наши действующие и перспективные инвестиционные проекты направлены на импортозамещение, внедрение транспорта на альтернативных видах топлива и выпуск высоколокализованной конкурентоспособной продукции российского производства. Это соответствует тем важным стратегическим задачам по развитию отечественного автомобилестроения, которые сегодня необходимо решать быстро.

И всякого рода внешнее давление, антироссийские санкции только ускоряют этот процесс. Мы движемся в этом направлении. И в ближайшие годы будем наращивать темпы этой работы.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Авторы: Андрей Карабанов, Анна Яковлева

Сделано в России // Made in Russia

#сделановроссии